Меню

S образная форма позвоночника роль в антропогенезе

Тема 33. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека

а) Возникновение общества, одомашнивание животных, окультуривание растений и овладение природной средой произошло в антропогенезе на стадии: протан гропа, архантропа, палеоантропа, неоантропа (нужное подчеркните).

б) К биологическим факторам эволюции человека относятся: борьба за существование, наследственная изменчивость, груд (нужное подчеркните).

2. Выберите верные утверждения (буквы с правильными ответами обведите кружком)

а) Становление человека как биологического вида проходило через три основных этапа: древнейший человек, древний человек и человек современного типа.

3. Каковы эволюционные предпосылки появления человека па Земле?

Биологические (мутационный процесс, дрейф генов и т.п.), социальный (труд).

4. Заполните таблицу

Признаки, приобретенные человеком в ходе эволюции, и их значение в антропогенезе

Приобретенные признаки Роль в антропогенезе
Развитие головного мозга развитие речи, памяти, мышления
Освобождение верхних конечностей от функции опоры. Противопоставление большого пальца всем остальным изготовление и использование орудий труда
S-образная форма позвоночника, расширение таза, уплощенная грудная клетка усовершенствование опоры, развитие и облегчение прямохождения
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, развитие мышц ног, сводов стопы увеличение и ускорение шага, ускорение передвижения
Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания, развитие мозгового отдела черепа череп балансирует на шейных позвонках, увеличение объёма головного мозга приводит к усложнению поведения
Наличие второй сигнальной системы развитие общения, культура речи

5. Распределите факторы эволюции человека по двум группам: биологические и социальные

  • А — труд
  • Б — речь
  • В — естественный отбор
  • Г — воспитание
  • Д — борьба за существование
  • Е — общественный образ жизни
  • Ж — образование
  • 3 — мышление
  • И — наследственная изменчивость

6. Как изготовление орудий труда могло повлиять на развитие двигательных зон больших полушарий мозга?

Изготовление орудий труда связано с развитием лёгкой моторики, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии двигательных зон.

7. Как вы думаете, могут ли современные обезьяны превратиться в человека? Ответ аргументируйте.

Нет. Современные обезьяны имеют с современным человеком только далёких предков, от которых они начали развиваться дивергентно.

источник

30. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antгopos — человек и genesis — происхождение) — процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов .

Биологические факторы , или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека — труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство). Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования.

источник

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

  • Вскрыть движущие сила антропогенеза: биологические и социальные.
  • Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
  • Определить значимость биологических и социальных факторов.
  • Тип урока: комбинированный.

    Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

    Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме

    A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
    Б) Передние конечности хватательного типа.
    B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
    Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
    Д) Слабо развитые надбровные дуги.
    Е) Позвоночник с 4 и изгибами.

    Выбери признаки,
    общие
    для человека
    и человекообразных обезьян

    Выбери признаки,
    отличающие
    человека
    от человекообразных обезьян

    Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.

    а) изготовление примитивных орудий труда;
    б) изготовление более сложных орудий труда;
    в) умение поддерживать огонь;
    г) умение добывать огонь;
    д) объем мозга 1400 см 3 ;
    е) объем мозга 650 см 3 ;
    ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
    з) стихийная охота;
    и) первые признаки речи;
    к) прямохождение;
    л) признаки социальных отношений;
    м) возникновение социальных отношений;
    н) использование предметов.

    3. Изучение нового материала

    Объяснение учителя темы с использованием схемы.

    1. Мутации
    2. Популяционные волны
    3. Дрейф генов
    4. Изоляция
    5. Борьба за существование
    6. Естественный отбор
    1. Трудовая деятельность
    2. Общественный образ
    3. Речь
    4. Мышление
    5. Культура

    Постановка проблемного вопроса

    Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?

    На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.

    Естественный отбор отбирал:

  • приспособляемость к меняющимся условиям среды;
  • особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;
  • стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
  • В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

    Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

    Прямохождение
    Развитая кисть руки
    Крупный мозг

    Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

    Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

  • Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.
  • Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.
  • Вопрос № 1 для рассуждения

    ? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)

    Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

    Вопрос № 2 для рассуждения

    ? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?

    Как передается социальная информация из поколения в поколение?

    Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)

    Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.

    Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

    Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.

    Антропогенез неотделим от социогенеза.

    Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.

    Биологические факторы и их роль в антропогенезе

    Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования

    Их роль в антропогенезе s-образная форма позвоночника Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы Освобождение верхних конечностей от функции опоры Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий

    Социальные факторы и их роль в антропогенезе

    Их роль в антропогенезе Групповое сотрудничество Наличие постоянных очагов Изготовление орудий Общение Удлинение сроков ухода за детьми их обучение

    Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.

    источник

    Внимание! Акция до 14 декабря!

    Движущие силы антропогенеза

    Автор: Абдульманова Мамдуда Билаловна

    Тема: Движущие силы антропогенеза

    1. Вскрыть движущие сила антропогенеза: биологические и социальные.
    2. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
    3. Определить значимость биологических и социальных факторов.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

    Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме

    A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
    Б) Передние конечности хватательного типа.
    B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
    Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
    Д) Слабо развитые надбровные дуги.
    Е) Позвоночник с 4 и изгибами.

    Выбери признаки,
    общие
    для человека
    и человекообразных обезьян

    Выбери признаки,
    отличающие
    человека
    от человекообразных обезьян

    Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.

    а) изготовление примитивных орудий труда;
    б) изготовление более сложных орудий труда;
    в) умение поддерживать огонь;
    г) умение добывать огонь;
    д) объем мозга 1400 см 3 ;
    е) объем мозга 650 см 3 ;
    ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
    з) стихийная охота;
    и) первые признаки речи;
    к) прямохождение;
    л) признаки социальных отношений;
    м) возникновение социальных отношений;
    н) использование предметов.

    3. Изучение нового материала

    Объяснение учителя темы с использованием схемы.

    1. Мутации
    2. Популяционные волны
    3. Дрейф генов
    4. Изоляция
    5. Борьба за существование
    6. Естественный отбор
    1. Трудовая деятельность
    2. Общественный образ
    3. Речь
    4. Мышление
    5. Культура

    Постановка проблемного вопроса

    Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?

    На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.

    Естественный отбор отбирал:

    В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

    Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

    Прямохождение
    Развитая кисть руки
    Крупный мозг

    Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

    Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

    1. Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.
    2. Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.

    Вопрос № 1 для рассуждения

    ? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)

    Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

    Вопрос № 2 для рассуждения

    ? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?

    Как передается социальная информация из поколения в поколение?

    Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)

    Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.

    Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

    Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.

    Антропогенез неотделим от социогенеза.

    Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.

    Биологические факторы и их роль в антропогенезе

    Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования

    s-образная форма позвоночника

    Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы

    Освобождение верхних конечностей от функции опоры

    Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры

    Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий

    Социальные факторы и их роль в антропогенезе

    Наличие постоянных очагов

    Удлинение сроков ухода за детьми их обучение

    Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.

    источник

    80. Этапы антрогенеза, их зарактеристика. Пути и факторы эволюции человека. Систематическое положение человека в животном мире. Современные доказательства происхождения человека.

    ОСНОВН ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦ ЧЕЛ Семейство Гоминиды (Hominidae)

    Древнейшие люди (архантропы)

    Возраст, лет:2 млн — 200 тыс лет назад

    Внеш вид: Рост около 160 см. Массивный костяк. Полусогнутое положение тела.

    Объем моз­га, см 3 ; че­реп: 700 — 1200 см3 Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены хорошо

    Орудия труда: Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда

    Образ жиз­ни: Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь

    Древние люди (палеоантропы)

    Возраст, лет:250 — 35 тыс лет назад

    Внеш вид: Рост 155 — 165 см. Коренастые люди, ходили несколько согнувшись.

    Объем моз­га, см 3 ; че­реп: До 1400 см3 Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо

    Орудия труда: Изготовление разнообразных каменных орудий труда (скребки, рубила, остроконечники).

    Образ жиз­ни: Коллективная деятельность, забота о ближних, продвинутая речь

    Возраст, лет:50 — 40 тыс лет назад

    Внеш вид: Рост около 180 см. Физический тип современного человека.

    Объем моз­га, см 3 ; че­реп: Около 1400 см3 Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит

    Орудия труда: Изготовление сложных орудий труда и механизмов (иголки, костяные гарпуны).

    Образ жиз­ни: Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства, религии

    ХАР-КА РОЛИ БИОЛОГИЧ ФАКТОРОВ В АНТРОПОГЕНЕЗЕ

    Анатомо-морфологичи физиологич преобраз.

    S-образная профильная форма позвоночника; уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка; расширение таза и упрочнение крестца роль в антропогенезе: Обеспечивает прямохождение, создает амортизацию головного мозга и надежную опору для внутренних органов.

    Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; разви­тие ягодичных, бедренных и голенных мышц; усиление перво­го пальца ноги; развитие свода стопы. роль в антропогенезе: Создает свободное перемещение в простран­стве вертикально поставленного тела и дает опору стопе во время движения

    Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Освобождение верхних конечностей от функции опоры. роль в антропогенезе: Полифункциональность передних конечно­стей и возможность их использования в тру­довой деятельности

    Анатомо-морфологичи физиологич преобраз: Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его ос­нования; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры. роль в антропогенезе: Создает прямую посадку головы, увеличива­ется объем мозгового отдела черепа, возника­ет бинокулярное зрение, облегчается лицевой отдел черепа

    Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височ­ных долей больших полушарий. роль в антропогенезе: Обеспечивает сложные поведенческие реф­лексы

    ПРИМЕРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ

    палеонтоло­гические науч данные. В результате палеонтологических раскопок на острове Ява были обнаружены останки пите­кантропа, стоящего по своему физиологическому развитию ниже человека, но выше совре­менных человекообразных обезьян.

    морфологиче­ские. Наличие рудиментов: аппендикс, подкожная мышца шеи, зубы мудрости, рудимент третье­го века в углу глаза (развито у птиц и рептилий). Присутствие атавизмов: многососковость, наличие хвоста, густой волосяной покров тела. Сходство скелета: семь шейных позвонков, два мыщелка затылочной кости, три слуховые косточки во внутреннем ухе.

    эмбриологи­ческие У зародыша человека закладываются: жаберные щели (как у рыб), сердце в виде пульси­рующей трубки, клоака. В возрасте 1,5-3 месяцев у человеческого зародыша: развит хвост, мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей), большой палец ноги короче других паль­цев и расположен под утлом, как у обезьян.

    генетические Наличие сходства в количестве и строении хромосом. Для человека характерно 23 пары хромосом, для человекообразных обезьян — 24 пары, из которых 13 пар по своему строению одинаковы в обоих случаях. Наличие значительной гомологии ДНК человека и обезьян (го­мология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%.

    ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    Тип Хордовые — осевой скелет, нервная система — спинная нервная трубка — органы дыхания морфологически связаны с органами пищеварения-

    Подтип Позвоночные — наличие черепа и позвоночника, парные конечности

    Класс Млекопитающие — теплокровность — волосяной покров — млечные железы — выкармливание детенышей молоком

    Подкласс Плацентарные — специфический орган — матка, в которой имеется плацента — постоянная температура тела

    Отряд Приматы — конечность хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, на пальцах ногти, сосков млечных желез одна пара, кисть способна к пронации и супинации (вращательные движения), зубная система неспециализированная, две генерации зубов, бинокулярное зрение, глазница отделена от височной ямки, сезонность жизни отсутствует

    Подотряд Человекообразные — ногти плоские, развитие больших полушарий головного мозга, обонятельные доли редуцированы, хрящевые кольца трахеи незамкнутые

    Секция Высшие узконосые — редукция хвоста, расширение и укрепление таза, уплощение грудной клетки, S-образная форма позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, развитие лобных долей полушарий головного мозга, 4 группы крови по системе АВО, мочевая кислота не превращается в аллантоин, а выделяется с мочой

    Семейство Люди — объем мозга > 900 см3, прямохождение, развитие седалищных и икроножных мышц, прогрессивное изменение гортани, сокращение лицевого отдела и увеличение мозгового

    Род Человек — объем мозга больше 900 см3, S-образный позвоночник, расширенный таз, развитие седалищных и икроножных мышц, специфическое распределение волос на теле

    Вид Человек разумный — объем мозга больше 1500 см3, полифункциональность верхних конечностей, малый размер клыков, отсутствие гребней на черепе, развитие подбородочного выступа; развитие эрогенных зон на теле, отсутствие волосяного покрова.

    источник

    Биологические факторы и их роль в антропогенезе (таблица) анатомо- |их роль в антропогенезе и преобразования | образная профильная форма | позвоночника уплотненная в спинно-| брюшном направлении,грудная клет | ка | расширение таза и уплотнение крест| ца | нижних конечностей в| коленном суставе; развитее ягодичн| ых и голенных мышц; усиление перв| ого пальца ноги; развитие свода сто| пы | освобождение верхних конечностей| от функции опоры | перемещение затылочного отверст| ия черепа к центру его основания; | развитие мозгового отдела черепа; | относительная редукция челюстно | го аппарата и жевательной мускулат| уры |

    низшее хордовое животное — ланцетник, которого относят к группе бесчерепных типа хордовых. он имеет черты сходства с кольчатыми червями. у него такое же строение органов выделения и нет головного мозга, как и у кольчатых червей. его замкнутая кровеносная система без сердца сходна с кровеносной системой кольчатых червей. мышцы ланцетника расположены в виде лент и поделены поперечными перегородками на сегменты, что также говорит о его сходстве с кольчатыми червями. эти черты сходства указывают на родственные связи между низшими хордовыми и кольчатыми червями. однако между ними имеются существенные различия. у ланцетников появляется внутренний скелет — хорда. нервная система ланцетников в виде трубки тянется вдоль спинной стороны тела над хордой, в то время как у кольчатых червей она в виде цепочки проходит по брюшной стороне тела. дыхательная система ланцетника (глоточные жабры) более совершенна, чем у кольчатых червей. эти различия свидетельствуют о том, что даже низшие хордовые по строению тела стоят выше, чем кольчатые черви.

    21 . в соматических диплоидный(2n), в половых гаплоидный(n)

    -s-образная форма позвоночника позволила пружинить и быть гибким при вертикальном положении.

    -расширение таза и уплотнение крестца при вертикальном положении центр тяжести опустился ближе к тазу, и внутренние органы тоже, таз поддерживает внутренние органы вертикально стоящего человека.

    -ягодичные мышцы отводят ногу назад и в ходьбе

    -свод стопы — пружинящая походка на двух конечностях. четвероногие животные плоскостопые

    -усиление первого пальца стопы — при правильной походке на двух конечностях

    -освобождение верхних конечностей позволило трудиться руками

    -развитие мозгового отдела черепа — мыслительная деятельность

    -редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры произошла потому, что человек стал жевать вареную пищу, более мягкую

    источник

    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

  • Вскрыть движущие сила антропогенеза: биологические и социальные.
  • Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
  • Определить значимость биологических и социальных факторов.
  • Тип урока: комбинированный.

    Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

    Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме

    A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
    Б) Передние конечности хватательного типа.
    B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
    Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
    Д) Слабо развитые надбровные дуги.
    Е) Позвоночник с 4 и изгибами.

    Выбери признаки,
    общие
    для человека
    и человекообразных обезьян

    Выбери признаки,
    отличающие
    человека
    от человекообразных обезьян

    Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.

    а) изготовление примитивных орудий труда;
    б) изготовление более сложных орудий труда;
    в) умение поддерживать огонь;
    г) умение добывать огонь;
    д) объем мозга 1400 см 3 ;
    е) объем мозга 650 см 3 ;
    ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
    з) стихийная охота;
    и) первые признаки речи;
    к) прямохождение;
    л) признаки социальных отношений;
    м) возникновение социальных отношений;
    н) использование предметов.

    3. Изучение нового материала

    Объяснение учителя темы с использованием схемы.

    1. Мутации
    2. Популяционные волны
    3. Дрейф генов
    4. Изоляция
    5. Борьба за существование
    6. Естественный отбор
    1. Трудовая деятельность
    2. Общественный образ
    3. Речь
    4. Мышление
    5. Культура

    Постановка проблемного вопроса

    Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?

    На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.

    Естественный отбор отбирал:

  • приспособляемость к меняющимся условиям среды;
  • особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;
  • стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
  • В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

    Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

    Прямохождение
    Развитая кисть руки
    Крупный мозг

    Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

    Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

  • Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.
  • Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.
  • Вопрос № 1 для рассуждения

    ? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)

    Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

    Вопрос № 2 для рассуждения

    ? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?

    Как передается социальная информация из поколения в поколение?

    Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)

    Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.

    Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

    Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.

    Антропогенез неотделим от социогенеза.

    Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.

    Биологические факторы и их роль в антропогенезе

    Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования

    Их роль в антропогенезе s-образная форма позвоночника Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы Освобождение верхних конечностей от функции опоры Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий

    Социальные факторы и их роль в антропогенезе

    Их роль в антропогенезе Групповое сотрудничество Наличие постоянных очагов Изготовление орудий Общение Удлинение сроков ухода за детьми их обучение

    Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.

    источник

    Adblock
    detector