Меню

Биология 8 класса гибкость позвоночника

Нарушение осанки и плоскостопие

В ходе этого урока мы ознакомимся с различными нарушениями осанки и плоскостопием. А также узнаем, какие правила необходимо выполнять, чтоб избежать таких ситуаций.

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Нарушение осанки и плоскостопие

Введение

Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.

При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.

Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.

Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.

Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем

Осанка

Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.

Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз (см. Рис. 1).

Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице (см. Рис. 2). Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника (см. Рис. 3). Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками.

Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.

Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол (см. Рис. 4). Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.

Рис. 4. Правильная осанка при работе за столом

Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.

Проверка гибкости позвоночника

Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку (см. Рис. 5). После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.

Рис. 5. Определение гибкости позвоночника

Плоскостопие

В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.

При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.

Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.

Меры предупреждения плоскостопия:

— Ходьба на внешней стороне стопы

— Ходьба на внутренней стороне стопы

— Попеременное сжимание пальцев стопы

— Бросок небольшого предмета пальцами стопы

— Занятие плаванием и различными спортивными играми

Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).

На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).

Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.

Рис. 6. Определение плоскостопия

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 75, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. Что такое сколиоз, и каким образом необходимо осуществлять его профилактику?

3. Каковы причины возникновения плоскостопия?

4. Проведите небольшую практическую работу, в которой проверьте себя или свою семью, друзей на наличие сколиоза, лордоза, кифоза, плоскостопия. Запишите ход работы и результаты.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Биология 8 класса гибкость позвоночника

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами и связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5) (рис. 58). Крестцовые позвонки срастаются в

Рис. 58. Полномочным столб Рис. 59. Изгибы

(пил спереди); полномочного столба:

I шейный отдел; 2 грудной от- / шейный; 2 грудной; 3 поясним* лел;3 поясничный отпел; 4 крест- ны ft ;-/ крестцовый; 5 кончик;

цоный отдел: 5 кончик 0 грудная клетка; 7 тазовая кость

крестец, а копчиковые н копчик. Позвоночник человека имеет

S -образную форму. У него четыре изгиба (рис. 59). два из которых обращены выпуклостями вперед, а два — назад. Благодаря им толчки и сотрясения ослабляются и не достигают черепа и, главное, мозга. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только ког­да ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, а сидеть — грудной. Когда ребенок начинает ходить, появляются пояс­ничный и крестцовый изгибы.

Полностью позвоночные изгибы формируются к 18-20 годам. Они увеличивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают орга­низм. повышают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соединениями между позвонками (лисками), кото­рые обеспечивают гибкость позвоночника.

Каждый позвонок и меет тело, дугу и ряд отростков (рис. 60). Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в который заключен спин­ной мозг.

Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом срастаются.

Грудные позвонки (12). рёбра (12 пар) и грудина образуют груд ную клетку ( рис. 61). Ребра представляют собой плоские, изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными по­звонками. Передние концы 7 верхних пар ребер спереди соединяются

Рис. 60. Строение позвонков и их вилы:

1 отверстие; 2 остистый отросток; 3 суставный отросток; У попе­речный отросток; 5 — дуги позвонкл; 6 тело

I шейный позвонок; 2 грудной позво­нок: 3 поясничный позвонок

источник

практическая работа №3.

Практическая работа №3.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет; между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях, равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

4. Выявление гибкости позвоночника.

Встаньте на ступеньку лестницы и не сгибая коленей максимально наклонитесь вперед. Попытайтесь дотянуться до кончиков пальцев, а если возможно, то и ниже ступеньки.

Вывод: При измерении расстояния от кончика среднего пальца до опоры (если выше ее, то число со знаком «-«, если ниже — со знаком «+»).

Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6. +9 сантиметров, у девочек +7. +10 сантиметров.

Все остальные результаты оцениваются как хорошие, а вот отрицательные результаты — говорят о плохой гибкости позвоночника.

Выявление плоскостопия.

Покрасить краской лист бумаги, поставить на нее стопу, далее встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

источник

практическая работа №3.

Практическая работа №3.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет; между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях, равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

4. Выявление гибкости позвоночника.

Встаньте на ступеньку лестницы и не сгибая коленей максимально наклонитесь вперед. Попытайтесь дотянуться до кончиков пальцев, а если возможно, то и ниже ступеньки.

Вывод: При измерении расстояния от кончика среднего пальца до опоры (если выше ее, то число со знаком «-«, если ниже — со знаком «+»).

Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6. +9 сантиметров, у девочек +7. +10 сантиметров.

Все остальные результаты оцениваются как хорошие, а вот отрицательные результаты — говорят о плохой гибкости позвоночника.

Выявление плоскостопия.

Покрасить краской лист бумаги, поставить на нее стопу, далее встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

источник

Интегрированный урок биологии и физической культуры в 8 классе

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема урока: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека». Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника»

Цель урока : раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, значение режима труда и отдыха, выявить взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, научиться выявлять нарушения осанки и гибкости позвоночника, научиться выполнять упражнения, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника
Оборудование : фотографии представителей различных видов спорта, изображения различных нарушений осанки, линейка
Ход урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
2. Учитель физкультуры проводит разминку. (5 мин.)

Учитель биологии. Проверка знаний по теме. (5мин.)

Основные части ОДС, названия и местоположения костей и мышц человека.

Что такое «работа» мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.
(Работ мышц – это осуществление свойственных им функций, то есть способности к сокращению. Работа бывает динамической, когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве (бег, плавание, ходьба); и статической, когда происходит удерживающая работа, при которой тело или его части не двигаются (стояние или сидение в определенном положении). Более утомительными являются статические нагрузки.)
3. От чего зависит работоспособность мышц?
(От состояния нервной системы, тренированности мышц, величины нагрузки и ритма работы, запаса энергии в мышцах.)
4. От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?
(Длительное стояние быстрее вызывает развитие утомления в мышцах, это пример статической работы, когда напряжены одни и те же группы мышц и возбуждены одни и те же нейроны. При ходьбе одни мышцы сокращаются, другие – расслабляются, в нейронах также сменяются процессы возбуждения и торможения, поэтому утомление возникает медленнее.)
Учитель физкультуры:

5. Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?
(При активных движениях разные группы мышц быстро сокращаются, для этого необходима энергия, образующаяся при окислении органических веществ внутри мышечного волокна. В результате часть этой энергии идет на мышечную работу, а часть – превращается в тепловую, согревая человека.)
6. Что такое активный отдых?
(Это смена вида деятельности, например, после длительного стояния или сидения необходимо сделать минимальные физические упражнения, после умственного напряжения – пробежаться, поплавать, покататься на велосипеде. При этом будут задействованы различные группы нейронов, часть из них сможет отдохнуть, а состояние нервной системы напрямую влияет на мышечную работоспособность и умственные возможности.)
Для повторения можно также использовать вопросы учебника на стр. 114.
3. Основная часть урока.
Учитель биологии и физкультуры: «Движение – это жизнь». Сегодня мы попытаемся с вами доказать справедливость этой крылатой фразы.
Учитель биологии: Рассказывает, что такое правильная осанка, как её сохранить. Неправильная осанка, ее причины. Осанка и здоровье. Искривления позвоночника (лордоз, кифоз).

Строение стопы человека, что такое плоскостопие, как его определить, предупреждение развития плоскостопия.

Развитие опорно-двигательного аппарата человека в течение жизни. Возрастные изменения. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Гиподинамия – болезнь нашего времени. Как ее избежать.
Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.

Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, путем контроля над своей позой.

Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжелый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.

— У человека стопа сводчатая: ее средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога. Сводчатая стопа необходима для того, чтобы, слегка пружиня, уменьшать очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжелых грузов. У людей иногда возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской. Она не может уменьшать нагрузки. При ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли, поэтому плоскостопие необходимо лечить и выполнять специальные упражнения. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.

В пожилом возрасте очень часто возникает заболевание остеопороз.

Главным образом он возникает у женщин, при этом происходит уменьшение плотности костной ткани. При остеопорозе кости делаются менее прочными и легко ломаются.

Как вы думаете, почему именно женщины подвержены этому заболеванию? (Во время беременности организм женщины отдает большое количество кальция и минеральных солей плоду.)

Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы.

Встречаются также и поражения суставов. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит , в результате которого происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Чаше всего страдают суставы пальцев рук и ног, причем развитие болезни может происходить и в правой, и в левой половине тела. Болезнь может протекать по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражен болезнью, что приходится заменять его протезом.

Еще одним заболеванием суставов является подагра, при которой плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов в суставах. Это приводит к их воспалению, сильной боли и деформации суставов.

Для лечения всех этих заболеваний необходимо правильно питаться, нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они выводят из суставов большое количество воды. Необходимо также выполнять небольшие физические упражнения для того, чтобы суставы всегда находились в активном состоянии

Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)

Что такое плоскостопие и как его предупредить?

Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)

Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)

Лабораторная работа № 8 « Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника» Раздаются инструктивные карточки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу. (20 минут)

Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки и сохранения правильной осанки в положении стоя и сидя»

Цель работы : выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.

Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.

Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.

Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.

Положите на темя книгу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.

Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.

Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника»

Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.

Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.

Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись — знак «-».

Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6. +9, а у девушек +7. +9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.

4. Закрепление материала.
Учитель физкультуры: учащимся предлагается несколько движений, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника. (5–7 минут)

5. Задание на дом. (1 мин)
Повторить материал на стр. 92-113 и записи в тетради, подготовиться к зачету по изученному разделу.
Приготовить сообщения на темы:

– Профессиональный спорт: плюсы и минусы, влияние на здоровье.
– Допинг и анаболики: влияние на развитие мышц и опасность для здоровья человека.
– Виды спорта, наиболее гармонично развивающие человеческое тело.
– Представления о гармонии человеческого тела в искусстве и истории. Является ли красота проявлением здоровья?

источник

Что обеспечивает гибкость позвоночника? Гибкость позвоночника: от чего зависит и как улучшить

Позвоночник человека является главным стержнем, на котором держится все тело. У некоторых он более гибкий, у других — менее. Одни с легкостью делают любые наклоны и повороты, а есть такие, кто с трудом может дотянуться до колен.

Многие люди задаются вопросом: «Зачем необходима и что обеспечивает гибкость позвоночника?» Ответ на него достаточно прост: от его состояния и подвижности зависит общее самочувствие человека, а также состояние здоровья в целом.

Последствия снижения гибкости

Утрата или уменьшение гибкости позвоночника грозят организму появлением серьезных недомоганий и различных болезней. Это происходит из-за его связи со всеми органами и системами тела, которая осуществляется с помощью нервных корешков.

Необходимо помнить, что непременным условием хорошего здоровья и самочувствия человека является гибкость позвоночника. От чего зависит и как улучшить этот показатель, интересует многих людей.

Причины малоподвижности

Основной причиной уменьшения гибкости позвоночного столба является малоподвижный образ жизни человека. Это может быть вызвано особенностями трудовой деятельности или определенными физическими отклонениями. Также коррективы вносит частое ношение нелегких сумок в одной руке, нерациональное питание, хождение в обуви на высоких каблуках.

Бывают люди, и таких немало, которым двигаться просто лень. Им нравится лежать на диване или сидеть в кресле. Со временем такое времяпрепровождение дает о себе знать. Они начинают испытывать ощутимые проблемы со здоровьем.

Повышение гибкости

Не стоит забывать, что гибкость позвоночника обеспечивается благодаря движениям. Только постоянные физические нагрузки помогут поддерживать человеческий организм в здоровом состоянии. Для нормального функционирования телу необходимо, чтобы его положение периодически изменялось. Это дает возможность избегать продолжительных нагрузок на одни и те же отделы спины.

Однако слишком увлекаться физическими упражнениями также не нужно. Кроме того, что это не принесет никакой пользы, так может еще и доставить ощутимый вред. Вследствие перегрузок разных участков спины могут возникать искривления, грыжи и даже переломы позвонков. Поэтому всегда и во всем важна умеренность.

Очень полезно делать упражнения для восстановления гибкости позвоночника. Они достаточно просты и доступны всем.

Упражнения для восстановления подвижности

Не следует забывать, что главным условием эффективности любых спортивных комплексов является регулярность их выполнения. Поэтому упражнения рекомендуется повторять каждый день. Можно делить их на группы и выполнять в несколько заходов.

Для грудного отдела

Ноги поставить на ширине бедер. Сделать наклон вперед и оставить спину параллельно полу. Руками опереться о колени. Выдохнуть, выгнуться вверх, подбородком потянуться к груди. На вдохе прогнуться в позвоночнике, откинуть голову к спине. Повторить движение 16 раз.

Упражнение полезно выполнять людям, которые проводят много времени в положении сидя. Кроме мышц позвоночного столба, оно прекрасно расслабляет плечи и руки.

Для поясничного отдела

Эти упражнения делаются для укрепления брюшного пресса, что обеспечивает гибкость позвоночника в поясничном отделе спины. Они стимулируют работу мочеполовой системы, кишечника, седалищного нерва, тазобедренных суставов.

    Сесть на коврик, согнув колени. Опустить грудь к ногам, а пальцами дотронуться до пяток. Считая до семи, выпрямлять ноги. При этом продолжать держать руками ступни. Затем разогнуться. Сделать 10 раз.

Эти движения полезны для любого человека, так как наша поясница — очень уязвимый участок спины. Различные проблемы чаще всего возникают именно в этом отделе позвоночника. Поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Для укрепления боковых мышц

Эти упражнения великолепно укрепляют боковые мышцы, что обеспечивает гибкость позвоночника и помогает перераспределять нагрузку с поясницы на другие области спины. Такие движения благотворно влияют на работу почек.

Сесть на пол. Ноги развести на максимальную ширину, а руки согнуть в локтях и завести за голову. Вдохнув, потянуться локтем, плечами и всем туловищем влево к полу. На выдохе возвратиться назад. Сделать 10 повторений. То же самое — в противоположную сторону.

Лечь на коврик, согнуть колени. На вдохе наклонить их влево к полу, а голову — вправо. Плечи не отрывать от коврика. На выдохе вернуться в изначальную позу. Повторить в другую сторону. Делать движение 20 раз.

Эти упражнения хорошо способствуют восстановлению нормального обмена веществ.

Для растяжения позвоночника

Различные скручивания и растягивания помогают как развить гибкость позвоночника, так и эффективно растянуть мышцы спины, улучшить обращение в ней крови и лимфы.

Сесть на пол. Согнутые в коленях ноги поставить перед собой. Спину выпрямить. Левой рукой опереться сзади, а правую выпрямить и завести за противоположное колено. Взгляд должен быть направлен вперед. Посидеть в таком положении несколько секунд, постараться расслабиться. Проделать то же самое в другую сторону. Повторить скручивания по 20 раз.

Встать ровно на коврике, хорошо упереться ногами о пол. Не меняя положения бедер, поворачивать плечи и туловище в одну и другую сторону 20 раз.

Выпрямиться во весь рост и наклониться вперед. Постоять с висящей вниз головой. Руки должны свободно болтаться. Аккуратно выпрямиться. Повторить 10 раз.

Людям, имеющим грыжи или травмы позвоночника, такие упражнения необходимо выполнять с особой осторожностью. Лучше это делать только после консультации лечащего врача.

Этот комплекс упражнений считается очень эффективным, потому что обеспечивает гибкость позвоночника и его молодость на долгое время. Он прекрасно применяется как для коррекции возникших проблем, так и для их профилактики.

Упражнения требуют совсем немного времени, достаточно просты и незамысловаты. Они доступны для выполнения людьми различных возрастных групп обоих полов.

Следует помнить, что утрата позвоночником гибкости — зачастую явление временное и хорошо поддающееся коррекции. Настойчивость, регулярность выполнения упражнений и оптимизм должны стать постоянными спутниками человека в этой ситуации. С помощью такого подхода можно добиться прекрасных результатов за короткое время и оставаться здоровым долгие годы.

источник

Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРоза Шамшурина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы.» — Транскрипт:

1 Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы

2 Цель работы — выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: — определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; — выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; — сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; — выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.

3 Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность — в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.

4 Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.

5 Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

6 Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор

7 Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8

8 Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8

9 Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8

10 Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха

11 Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5

12 Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5

13 . Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От

14 Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 — не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.

15 Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в

16 Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.

17 Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.

18 Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.

19 Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.

20 Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.

21 Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)

22 Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!

источник


Adblock
detector