Меню

Беседа с детьми о искривлении позвоночника

Беседа с детьми об осанке.
консультация по теме

Детям рассказывается о том, что такое правильная осанка, как необходимо правильно сидеть, стоять и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Посмотрите, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного Принца из сказки! А вот у Серого Волка она плохая: он весь согнулся, спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперёд.

Знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Если человек, постоянно сгорбившись, сидит за столом или партой в школе, неправильная осанка с годами войдёт у него в привычку, из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет не красивый. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Посмотрите на изображение позвоночника и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и насколько, ниже, если стоять, сгорбившись или скособочившись.

Правильная осанка не только красивее, она еще и полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая причиной, приводит к перенапряжению мышц, связок и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. Человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.

У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом . Это означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага.

Многие случаи сколиоза можно исправить, если регулярно, изо дня в день в течении примерно двух лет выполнять специальные гимнастические упражнения. В более тяжёлых случаях сколиоз гимнастикой не исправишь, и больному назначают ношение корсеты или помещают его тело в гипс на несколько месяцев. Если эти методы не исправляют искривление позвоночника – приходится прибегнуть к операции.

Хотя плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, она может ускорить развитие уже начавшегося искривления позвоночника. Гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.

Ребята, вспомните верблюда. Какая у него горбатая спина! А вы знаете, что горб верблюда – это его походный запас питания. С таким «рюкзаком» можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.

А если у человека сгорбленная спина? Вы, наверное, видели пожилых людей со сгорбленной спиной. Эти люди с детства не следили за своей осанкой. И вот результат: у этого человека повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него некрасивая фигура и часто болят голова и спина.

«Это у старичков бывает!» — скажет кто-нибудь из вас. Ничего подобного. Такое может случится уже в 10-15 лет, если о позвоночнике не заботиться, не развивать его гибкость.

Помоги своему позвоночнику!

  1. Делай гимнастику каждый день.
  2. Укреплять мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.
  3. Стой и сиди как можно прямее.
  4. Если долго сидишь. Через каждые 15-20 минут меняй позу, потягиваясь, двигай руками и ногами.
  5. Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Не поднимай больших и высоких грузов.
  7. Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм растёт) и не носи тяжёлый груз в одной руке.
  1. Встать около гладкой стены, пятки соедини, руки опустить свободно вдоль туловища.
  2. Касайся стены пятками, ягодицами (местом ниже спины) и лопатками.
  3. Смотри вперёд.
  4. Это правильное, красивое положение тела при стоянии.
  1. Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперёд.
  2. Оба плеча должны находиться на одной высоте.
  3. Обе ноги всей стопой поставь на пол.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «История о символах» Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста.

9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? (День Победы). А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами). Правильно дети. Это была страшная и долгая в.

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд.

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус.

Конспект беседы с детьми старшей группы о жизни города в военное время. Рассказ о юном герое Вите Черевичкине.

Беседа — это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которы.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования .

источник

Классный час «Осанка. Профилактика сколиоза» 5 класс

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Классный час «Осанка. Профилактика сколиоза» 5 класс

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни — ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.

Цели классного часа:
-сформировать представление о правильной осанке;
-выявить причины нарушений осанки;
— дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

1. Классный час проходит в форме лекции-беседы
— Все мы прекрасно знаем, насколько важно сохранять правильную осанку. Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается еще в детстве. Чтобы спина ребенка всегда была здоровой, нужно научить его ровной осанке. Особенно важно это, когда ребенок начинает ходить в школу.
Ребята какими признаками характеризуется правильная осанка?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод и записать на доске по пунктам)

Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:

прямое положение туловища

— Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить «индикатором» нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.
Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.

Ребята, назовите причины неправильной осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)

— Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета — прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).

Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.

Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.

Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.

Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.

Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Какие же виды нарушений осанки нужно знать?
Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.
Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены «на глазок». Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, «Где тонко — там и рвется».

Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а — сколиоз, б — лордоз, в — кифоз, г — правильная осанка

— Как же выяснить правильная осанка или нет?
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены — имеются признаки нарушения осанки.

Как правильно сидеть за школьной партой:

Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой.

Спину необходимо держать ровно, руки – на парте, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь.

Важен правильный наклон тетради. Здоровье ребенка зависит и от освещения. Свет должен падать с левой стороны.

Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, переходить с одного ряда парт на другой. Это позволяет смотреть на классную доску под разным углом зрения.

Компьютер: практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке.

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (90 град) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов

2. -Ребята, мы рассмотрели с вами что такое правильная осанка, причины нарушений осанки, а также осложнения при нарушении осанки. Скажите какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушения осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)
— Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки:
1. Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц.
2. Попробуйте упражнение — ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины.
3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой за ПК, приема пищи и т.д.
4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках.
5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

Итак, ребята, следите за собой, за своей осанкой, выполняйте рекомендации по профилактике нарушений осанки. А я , в свою очередь предлагаю комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

Приложение
Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника

Дыхательная гимнастика
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения — исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 — 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 — 15 дыхательных циклов.

2. «Кузнечный мех». Упражнение позволяет быстро «насытить» организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе — втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними — период отдыха от 30 до 40 с.

И.п. — лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. — лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. — лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и.п.

И.п.- лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и.п. Повторить в другую сторону.

И.п. — лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться в и.п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.

И.п. — основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И.п. — основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни — ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.

Цели классного часа:
-сформировать представление о правильной осанке;
-выявить причины нарушений осанки;
— дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

Ход классного часа

1. Классный час проходит в форме лекции-беседы
— Все мы прекрасно знаем, насколько важно сохранять правильную осанку. Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается еще в детстве. Чтобы спина ребенка всегда была здоровой, нужно научить его ровной осанке. Особенно важно это, когда ребенок начинает ходить в школу.
Ребята какими признаками характеризуется правильная осанка?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод и записать на доске по пунктам)

Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:

  • прямое положение туловища
  • развернутые плечи
  • приподнятая голова
  • немного втянутый живот.

— Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить «индикатором» нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.
Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.

Ребята, назовите причины неправильной осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)

— Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета — прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

  • Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).
  • Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.
  • Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.
  • Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.
  • Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.
  • Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Какие же виды нарушений осанки нужно знать?
Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.
Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены «на глазок». Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, «Где тонко — там и рвется».

Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а — сколиоз, б — лордоз, в — кифоз, г — правильная осанка

— Как же выяснить правильная осанка или нет?
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены — имеются признаки нарушения осанки.

Как правильно сидеть за школьной партой:

  • Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой.
  • Спину необходимо держать ровно, руки – на парте, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь.
  • Важен правильный наклон тетради. Здоровье ребенка зависит и от освещения. Свет должен падать с левой стороны.
  • Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, переходить с одного ряда парт на другой. Это позволяет смотреть на классную доску под разным углом зрения.

Компьютер: практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке.

  • Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
  • Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
  • Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
  • Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
  • Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
  • Необходимо сохранять прямой угол (90 град) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

  • Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  • Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов

2. -Ребята, мы рассмотрели с вами что такое правильная осанка, причины нарушений осанки, а также осложнения при нарушении осанки. Скажите какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушения осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)
— Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки:
1. Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц.
2. Попробуйте упражнение — ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины.
3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 –35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой за ПК, приема пищи и т.д.
4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках.
5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

Итак, ребята, следите за собой, за своей осанкой, выполняйте рекомендации по профилактике нарушений осанки. А я , в свою очередь предлагаю комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

Приложение
Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника

Дыхательная гимнастика
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения — исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 — 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 — 15 дыхательных циклов.

2. «Кузнечный мех». Упражнение позволяет быстро «насытить» организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе — втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними — период отдыха от 30 до 40 с.

И.п. — лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. — лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. — лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и.п.

И.п.- лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и.п. Повторить в другую сторону.

И.п. — лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться в и.п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.

И.п. — основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И.п. — основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.

источник

Тема: «Скалиоз у детей и подростков».

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Введение: актуальность изучаемой темы

1.1. Причины возникновения сколиозов

1.2 Классификация сколиозов

2.1. Мониторинг сколиоза учащихся КГУ «Общеобразовательной школы №25»

3.Заключение и рекомендации.

Список используемой литературы.

« Жасөспірімдер мен балалар дың сколиозе» тақырыбында жасалған жоба қорғау жумысына.

Бұл жұмыста балалар мен жасөспірімдер сколиозын зерттеу, оны болдырмау, сколиозға қарсы күресу әдістері қарастырылған. Зерттеу барысында жұмыстың практикалық бөліміне ерекшк көңіл бөлініп, пікірлер айтылды және балалардың отырысының дурыс сақталуына жоғарғы сынып оқушыларының арасында түсіндірмелі жұмыстар жүргізілді.

на проектную работу «Сколиоз у детей и подростков»

Данная работа ставит собой целью исследование проблемы детского и подросткового сколиоза, последствий данного заболевания, способов его предотвращения и методов борьбы со сколиозом. В исследовании особый акцент сделан на практической части, в ходе которой разработаны рекомендации по сохранению осанки детей и проведена разъяснительная работа среди учащихся старших классов.

design work on «Scoliosis in children and adolescents»

This work puts an order to study the problem of child and adolescent scoliosis, the consequences of the disease, ways to prevent and control methods with scoliosis. In a study of a particular emphasis on the practical part, in which recommendations on conservation posture of children and explanatory work among high school students.

Стройная фигура, летящая походка, гордая стать- это то, к чемустремится каждый. Прямая спина, красивый разворот плеч, свободные движения, открытый взгляд- это не только неотъемлемая часть внешнего вида успешного человека, но и залог вашей молодости и здоровья.

Неправильная осанка- это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что ваш ребёнок держит спину не совсем ровно. Чаще всего современные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к ее искривлению. Обычно нарушение осанки возникает в период бурного роста: 5 – 8, и особенно в 11, 12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей в 5-12 лет (56-82 % младших школьников). Известно, что большинство болезней закладываются в детском возрасте.

Уверенно могу сказать, что сохранению здоровья в значительной мере помогают танцы, гимнастика. Но к сожалению, систематических кружковых занятиях хореографии могут позволить себе учащиеся не во всех общеобразовательных школах. Все занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребёнок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учатся держать осанку занимаясь классическим танцем, народным танцем, спортивным танцем. Так же учитель хореографии, физкультуры, проводит беседы о гигиене тела, одежды, об упражнениях которые помогут исправить осанку. В последнее время отмечается постоянный рост заболеваемости детского населения, и с возрастом число «нездоровых» детей увеличивается. Если при поступлении в школу только 30 % детей имеют нарушения осанки, то к ее окончанию- 70- 80%.

Изучая литературу по данной теме, мы нашли такие данные , что в ходе работы в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги:

Дети становятся подвижнее

Движения становятся изящными.

Меня всегда привлекали фигуры стройных людей, которые принимают участие в конкурсах красоты, в спортивных танцах. У них у всех стройные и красивые фигуры, они не сутулятся, не шаркают ногами и скорее всего всегда ровно и красиво сидят.

Я выбрал эту тему, потому что меня интересует «Осанка» людей. Узнал, изучил как правильно её выработать, познакомились с приемами профилактики. А мне мама всегда говорит : « Держи правильную осанку (спину), не сутулься» Кроме того , наш учитель биологии Агабабян Рита Викторовна, классный руководитель, моим одноклассникам часто делает замечания: поднимите голову, выпрямитесь, сядьте ровно. Я провёл исследование рабочей посадки моих одноклассников и выявил, что:

2. Лежат на парте 2 человека.

3. Сидят с наклоном в лево 4 человек.

4. Сидят с наклоном в право 6 человек.

5. Сидят облокотившись на спинку стула 7 человека.

— Что такое осанка и каковы её нарушения?

— Как можно определить искривление позвоночника?

— Чем сколиоз опасен для человека?

— Какова профилактика сколиоза?

— Есть ли реабилитация сколиоза?

В исследовательской работе я использовала методы:

— изучение научной литературы по данной теме

— беседа с медработником о состоянии картины сколиоза среди учащихся КГУ «Общеобразовательная школа №25» г.Сатпаев .

-проверка осанки у детей на занятиях в танцевальных кружках Школы искусств г.Сатпаев

— практические занятия с детьми по коррекции нарушений осанки.

Познакомиться с методами профилактики сколиоза.

1.Выявить причины нарушения осанки в младшем школьном возрасте и

2. Проанализировать причины нарушения осанки

3. Разработать рекомендации по сохранению правильной осанки.

1. Учащиеся начальных классов 4 класс.

1. Изучение медицинской литературы.

2. Анализ собранной информации.

3. Консультация с врачом-мануалом — Муфтахетдмновым

4. Выработка рекомендаций на тему «Предупреждение искривления

позвоночника» для учащихся и педагогов школы.

1.1. Причины возникновения сколиозов

В разных учебных пособиях даются различные определения сколиозу. Однако, взяв самое важное у каждого из них, можно составить полное, развернутое определение:

Сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их в процессе роста), обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и околопозвоночных тканях, т.е. костной, нервной, мышечной, соединительной, и ведущее к нарушениям функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам грудной клетки. Наиболее часто встречаются: Врожденный сколиоз; Паралитический сколиоз; Диспластический сколиоз; Рахитический сколиоз; Идиопатический сколиоз.

Врожденный сколиоз – результат аномалий развития позвоночника. Выявляется на первом году жизни. Характерны медленное прогрессирование, образование искривлений на небольшом участке.

Паралитический сколиоз – развивается как последствие полиомиелита – инфекционного поражения спинного мозга и периферической нервной системы; миопатии, остеохондроза и других болезней, приводящих к функциональной несостоятельности мышц туловища. Появляется на первом году восстановительного периода после перенесенного заболевания. Прогрессирование быстрое.

Диспластический сколиоз – возникает в результате дисплазии пояснично-крестцового отдела позвоночника. Деформация обнаруживается, чаще, у детей в 8 – 10 лет и имеет тенденцию к прогрессированию, вследствие чего происходит тяжелое обезображивание грудной клетки.

Рахитический сколиоз – боковая деформация позвоночника, наиболее распространен, составляет до 50% от всех сколиозов. Под влиянием нагрузки при рахите усиливается физиологическая кривизна грудного отдела позвоночника (кифоз) и поясничного (лордоз). Рахиту присуща мышечная слабость, что приводит при неправильном ортопедическом режиме (ношение тяжелого портфеля, неправильное сидение, неправильная осанка и т. д.). Чаще всего возникает искривление позвоночника с выпуклостью влево. Обнаруживается при рахите на втором – третьем году жизни ребенка и быстро прогрессирует.

Идиопатический сколиоз – искривление позвоночника вследствие невыясненных обстоятельств. Выражается в постепенном искривлении позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях и торсии. Развивается в возрасте 7 – 10 лет, чаще у девочек. Разделяется на 4 степени тяжести.

При 1 степени определяется слабость мышц спины, асимметрии надплечий и лопаток, боковое искривление позвоночника (преимущественно вправо в грудном отделе и влево – в поясничном).

При 2 и 3 степени углы лопаток расположены асимметрично, появляется выраженное боковое искривление позвоночника с наличием реберного горба. Обнаруживается асимметрия надплечий, причем плоскость их не совпадает с плоскостью таза. Рост позвоночника задерживается.

При 4 степени сколиоза рост туловища в длину прекращается. Все туловище смещается в сторону основной дуги искривления позвоночника, грудная клетка резко деформируется, что приводит к смещению внутренних органов. Сколиоз( боковое искривление позвоночника)

В чем же причина возникновения сколиоза у детей? Почему одни дети страдают этим недугом, а другие – нет? Что влияет на предрасположенность к этому заболеванию?

Существует несколько теорий на этот счет:

1. нарушение роста позвоночника;

2. наличие общего болезненного фона организма;

3. статико-динамические нарушения функции позвоночника.

4. неправильная посадка (положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

1.2. Классификация сколиозов

В зависимости от того, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы подразделяются на: правосторонние, левосторонние, С-образные, S- образные.

Правосторонний сколиоз Левосторонний сколиоз

У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат , неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

От вида отклонения дуги сколиозы могут быть: простыми и сложными.

По протяженности сколиозы делятся на тотальные и частичные.

По уровню поражения позвоночника:

Верхнегрудной сколиоз – искривление на уровне 3 – 4 грудных позвонков;

Грудной сколиоз – искривление на уровне 8 – 9 грудных позвонков;

Грудопоясничный сколиоз – искривление на уровне 11 – 12 грудных и 1-го поясничного позвонков;

Комбинированный сколиоз – искривление одновременно на уровне 8 – 9 грудных и 2 – 3 поясничных позвонков.

Степень заболеваемости устанавливается на основании анализа рентгенограммы с определением угла искривления:

1 степень – угол искривления до 10 градусов, позвоночный столб напоминает букву С;

2 степень – угол искривления от 11 до 30 градусов, отличается появлением дуги искривления, позвоночный столб приобретает форму буквыS , выделяются реберные выпячивания, мышечный валик;

3 степень – угол искривления от 31 до 50 градусов, позвоночный столб имеет не менее двух искривлений, грудная клетка деформируется; со стороны внутренних органов наблюдаются различные нарушения и неврологические расстройства.

4 степень – угол искривления свыше 50 градусов, особо тяжелое заболевание, отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы, общим ухудшением состояния организма.

Кифоз — это искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью назад.

Значительно выражен изгиб грудного отдела позвоночника назад, в то время, как лордоз в шейном и поясничном отделах позвоночника остаётся нормальным или почти нормальным. Угол наклона таза остаётся в пределах нормы.

1. Первичный — возникает в течение длительного времени в результате привычной порочной позы.

2. Рахитический – как следствие перенесённого рахита.

3. Юношеский — в возрасте 15-17 лет у ослабленных подростков, не занимающихся физкультурой.

4. Травматический – вследствие травмы или при воспалительных и дистрофических заболеваний позвоночника.

При коррекции кифоза нужно использовать упражнения, направленные на растягивание грудных мышц, укреплении мышц спины и брюшного пресса, на улучшение обменных процессов в них, восстановление нарушений функции дыхания и кровообращения.

1.4. Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперёд, по преимуществу в поясничном отделе, шейный лордоз встречается очень редко.

Характеризуется увеличенным против нормы изгибом поясничной части позвоночника вперёд, вследствие чего живот выпячивается вперёд, мышцы его растягиваются, а мышцы поясницы укорачиваются. При лордозах часто наблюдается опущение внутренних органов нарушение кровообращения малого таза.

Лордоз обычно возникает у физически ослабленных детей.

При коррекции лордоза нужно использовать упражнения, направленные на укрепление и укорочения мышц живота и задней поверхности бёдер, растяжение поясничных мышц и мышц передней поверхности бёдер.

2.1 . Мониторинг сколиоза учащихся КГУ «Общеобразовательной школы №25»г.Сатпаев

Я провел исследования в начальных классах на занятиях физкультуры и с классным руководителем, мы получили подтверждения у школьного медработника, которая взяла данные из заключения хирурга, что в начальных классах есть дети, которые имеют плохую осанку. За последние три года с плохой осанкой выявлено 8-11 человек.

Результаты медицинского осмотра за последние 3 года в 4-ых классах:

2012 — 2013 г. г. – 8 человек из 72 обучающихся.(11 %)

2013 – 2014 г. г. – 11 чел. из 75 обучающихся.(14,6 %)

2014 – 2015 г. г. – 7 чел. из 68 обучающихся.(10,3 %)

Исследование учащихся 4 классов (в количественном соотношении)

Вывод: Из диаграммы видно, что в параллели 4-ых классов, за

последние з года динамика заболевания менялась от 8 человек в 2012-2013 гг, 11-человек в 2013-2014гг. , 7-человек в 2014-2015 году.

Число болеющих, хоть и медленно, но пошёл на спад.

Исследование учащихся 4 классов (в процентном соотношении)

Насколько же велика вероятность возникновения сколиоза?

Во-первых, опасность заболевания сколиоза существует;

Во-вторых, она довольно велика.

По разным данным сколиозом страдают дети от 5 до15% в возрасте до 15 лет.

Чаще болеют девочки (соотношение с мальчиками 6 : 1), что объясняется их недостаточным физическим развитием в связи с меньшей двигательной активностью.

Наиболее часто сколиотическая болезнь впервые проявляется в возрасте 7 – 11 лет.

Следует отметить, что наибольшая уязвимость позвоночного столба наблюдается в период вторичного вытяжения (предпубертатный период) в возрасте 11 – 15 лет. Именно в это время происходит интенсивный рост скелета, усиленное окостенение позвонков. Развитие мышечной системы при этом несколько запаздывает. При таком несоответствии изменяются условия статической нагрузки на зоны роста позвонков и дисков. Нарушается обмен веществ в соединительной ткани опорно-двигательного аппарата.

Необходимо постоянно помнить, что боковое искривление позвоночника при сколиозе сопровождается поворотом позвонков вокруг вертикальной оси и клиновидной деформацией их тел, а также дисков.

По мере прогрессирования заболевания и увеличении бокового искривления позвоночника происходит искривление его и в переднезаднем направлении, т.е. формируется кифосколиоз или лордосколиоз. При этом параллельно деформируются грудная клетка и ребра, что, в свою очередь, вызывает изменение мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища.

Участие мышц в развитии (патогенезе) сколиоза очень серьезное. Как известно, простая ходьба сопровождается сложными движениями позвоночника в переднезаднем и боковых направлениях, а также вращением относительно таза до 3 градусов. При этом задействуются большое количество мышц спины, ягодиц, живота и боковых поверхностей туловища. Нормальное состояние организма предусматривает симметричное участие мышц. Даже при небольшой ассиметрии в напряжении мышц, связанной с удержанием тяжести в одной руке, вынужденном положении тела при нерациональном освещении или использование мебели, несоответствующей росту ребенка, отмечается напряженность мышц на выпуклой стороне искривления. Это приводит к их перерастяжению и ослаблению, а на вогнутой стороне – к их спазмированию и укорочению. Все эти изменения ведут к тяжелым анатомическим и функциональным нарушениям внутренних органов целых систем организма ребенка. Развивается сколиотическая болезнь.

Каково же будет течение сколиоза? Быстро или медленно он будет прогрессировать? Что влияет на скорость его течения?

Прогноз течения сколиоза тем хуже, чем раньше по возрасту он появился.

Наиболее худший прогноз у верхнегрудного, грудного комбинированного сколиоза.

Самый опасный возраст для течения сколиоза – подростковый (пубертатный) период, отличающийся бурным ростом скелета.

Чтобы это продемонстрировать, приведу наглядные цифры: при отсутствии лечения и ортопедического режима скорость прогрессирования сколиоза увеличивается в 4 – 5 раз. Абсолютная величина роста ребенка на течение сколиоза не оказывает, решающую роль имеет скорость роста. С окончанием роста позвоночника прогрессирование сколиоза прекращается.

Завершение окостенения можно определить на рентгенограмме.

Выявленный в грудном возрасте сколиоз при правильном лечении может полностью исчезнуть к 12 годам.

Также неблагоприятно влияют на течение сколиоза частые заболевания, ведущие к ослаблению организма.

Опасность сколиоза проявляется в его осложнениях.

Самое главное из них – это косметический дефект, который виден невооруженным глазом. В 3 – 4 стадии даже одетый человек выглядит ассиметрично. Одно надплечье у него выше. Рука на стороне вогнутости кажется длиннее. Туловище отклонено сторону. Шея искривлена. Этот дефект является мощным психотравмирующим фактором.

Из внутренних органов в первую очередь страдает функция дыхательной системы, а затем и сердечно-сосудистой системы. Не менее серьезные анатомо-физиологические нарушения возникают в органах пищеварительной и мочевыводящей систем.

При сколиозе 4 степени рост туловища в длину прекращается. Все туловище смещается в сторону искривления позвоночника. Грудная клетка резко деформируется, что приводит к смещению внутренних органов.

При тяжелых формах кифосколиоза в патологический процесс вовлекается спинной мозг, вследствие спинальных нарушений.

Таким образом, сколиоз – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс важнейшие системы и органы человеческого организма.

При исследовании позвоночника осмотр человека проводится спереди, сбоку, стоя и лежа на спине и животе. Осматриваемый человек должен быть максимально раздет. В помещении для этого должно быть тепло для исключения мышечного напряжения от холода.

При осмотре спереди в случае сколиоза отмечается ассиметрии сосков молочных желез, смещение пупка от средней линии. Костные выступы подвздошных костей располагаются на разных уровнях. Заметен неодинаковый уровень надплечий и различная длина их и ключиц. Кончики пальцев свободно опущенных рук находятся на разных уровнях по отношению к горизонтальной плоскости.

При осмотре сбоку определяют степень выраженности лордозов и кифозов.

Наибольшую информацию о состоянии позвоночника дает его осмотр сзади. Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости дуги позвоночника в грудном отделе, таз смещен в противоположную сторону. Определяется различный уровень надплечий, ассиметричное расположение лопаток и отхождения одной из них от туловища («крыловидная лопатка»). Определяют ассиметрии треугольников талии, образованных линией ее и внутренней поверхностью свободно опущенной руки человека вдоль туловища. На стороне искривления треугольник талии глубже и выражен отчетливее. Отвес, опущенный от VII шейного позвонка (самого выступающего), может проходить над средней линией крестца или вне ее. В первом случае говорят о компенсированном сколиозе, во втором – о декомпенсированном. Для этого выступающие остистые отростки помечают цветным фломастером, чтобы легче определить их положение по отношению к средней линии спины. Место сколиоза определяют по вершине дуги (грудной, грудо-поясничный, поясничный), а направление – по стороне выпуклости (левосторонний, правосторонний). Выявление искривления позвоночника еще не является основанием для постановки сколиоза. Это можно определить при наличии торсии (скручивания позвоночного столба). Торсия позвоночника определяется при медленном наклоне туловища исследуемого с выпрямленными в суставах ногами на одном уровне и опущенными вниз расслабленными руками. При грудном сколиозе 2 – 3 степени определяется реберный горб. При грудо-поясничном и поясничном типах сколиоза определяется мышечный валик в поясничной области на стороне искривления около позвоночника.

В положении лежа на животе определяют степени коррекции первичных и компенсаторных дуг искривления.

Рентгенограмма позвоночника ребенка со сколиозом представляет интерес в первую очередь для врача. Однако и мне хочется иметь хотя бы приблизительное представление об основных изменениях, характерных для сколиоза и видимых на рентгенограмме.

Рентгенограмма позвоночника производится лежа и стоя. При проведении рентгенограммы позвоночника стоя надо строго следить за тем, чтобы упор ног был равномерным, чтобы результат исследования не был искажен. Рентгенограмма должна захватывать весь грудной и поясничный отделы. Рентгенологический контроль за эффективностью лечения не должен быть частым. Второе контрольное исследование проводится через год после первого установочного. Технические условия обследования должны быть одинаковыми. Соблюдение этого правила обязательны.

На прямой рентгенограмме тела позвонков, дужки и отростки видны в полубоковой или боковой проекции, тела имеют клиновидную форму. Высота тел позвонков на при этом меньше на вогнутой стороне сколиоза, чем на выпуклой. Для определения угла искривления используют методики Кобба и Фюргессона.

Итак, есть возможность реабилитировать ребят со сколиозом. Каким должно быть лечение? Будет лечение эффективно? Какова эффективность лечения?

Да! Но при соблюдении определенных правил:

начинать лечение сразу же, как только установлены первые признаки сколиоза или нарушения осанки;

лечение должно быть систематичным – ежедневные занятия нельзя заменить только лекарствами и уколами;

индивидуальный подход – есть одинаковые болезни, но нет одинаковых больных;

комплексность – включает в себя ортопедический режим, лечебную физкультуру, массаж, плавание и, если это необходимо, ношение корсета, в некоторых случаях оперативное вмешательство.

активное участие в лечении самого больного ребенка для предупреждения прогрессирования сколиоза; необходима постоянная волевая коррекция правильной осанки при стоянии и ходьбе;

наиболее эффективно консервативное лечение, проводимое в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом или в специально созданных группах лечебной физкультуры при обязательном участии инструктора ЛФК, массажиста и врача-ортопеда.

Эффективность лечения определяется по методике Станьяра, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для лиц с окончанием усиленного роста скелета. При этом определяют следующее:

Отсутствие прогрессирования деформации;

Например, по данным нашей школы (я исследовал 72 учащихся),

при изучении результатов лечения сколиоза у 12 детей выявлено:

уменьшение искривления дуги позвоночника у 9 учащихся;

прогрессирование у 3 детей.

Исследовательская работа принесла мне огромное удовольствие, хотя и огорчают некоторые факты, что в связи интенсивной нагрузкой в процессе учебы, появление компьютера и связанное с ним игры, а также с отсутствием в школе ЛФК, массажа, ребята не получают должной реабилитации и их состояние только ухудшается.

Поэтому я выпустила листовки. Большую часть разместил в кабинетах начальной школы. Вместе с классными руководителями провели отдельные беседы с учащимися младших классов, а также рассказали детям о сколиозе. Я планирую выступить с докладом на одном из собраний учителей. Хочу разместить работу в городских санитарно врачебных амбулаториях (СВА).

Список используемой литературы:

1. «Сколиоз у детей» (Ю.А.Чалов);

2. Рентгенодиагностика заболеваний позвоночника. (И.Л. Тагер)- «Медицина»;

3. Хирургическое обследование. (Ю. Хеггелин) — «Медицина»;

4. Остеохондрозы позвоночника. (Г.С. Юмашев) — «Медицина»;

5. Детская ортопедия. (М.В. Волков, В.Д. Дедова) — «Медицина»;

6. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. (И.Д. Ловейко) — «Медицина»

7. Этюды о неудачниках //Журнал «Диалог», №4 2003г. (В. Смык);

8. Лечите позвоночник… // «Вечерний Ростов» №32 2004г.

9. «Физкультура и спорт».(С.Н. Попова).

2. http://www.fiziolog.isu.ru/page_DSYS.htm
http://www.anatomix.ru/anat/anat178.htm
http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/imagepages/19072.htm

Рекомендации по реабилитации сколиоза.

При лечении необходимо главное:

— начинать лечение сразу же, как только установлены первые признаки сколиоза или нарушения осанки;

— лечение должно быть систематичным – ежедневные занятия нельзя заменить только лекарствами и уколами;

— индивидуальный подход – есть одинаковые болезни, но нет одинаковых больных;

— комплексность – включает в себя ортопедический режим, лечебную физкультуру, массаж, плавание и, если это необходимо, но шение корсета, в некоторых случаях оперативное вмешательство.

— активное участие в лечении самого больного ребен ка для предупреждения прогрессирования сколиоза; необходима постоянная волевая коррекция правиль ной осанки при стоянии и ходьбе: плечи расправлены, слегка отведены назад, мышцы межлопаточной области напряжены, голова слегка откинута назад, живот под тянут; несколько раз в день необходимо проверять осанку в исходном положении: ноги вместе, носки стоп слегка разведены, руки опущены, голова – прямо-; выступающие точки пяток, икроножных мышц, яго диц, лопаток и затылка должны лежать на одной вер тикальной прямой, что проверяется путем стояния у ровной вертикальной стены с касанием ее вышеука занными точками.

Оперативные методы лечения сколиоза у детей раз работаны с участием многих авторитетных ученых, таких как Чаклин В.Д., Казьмин А. И., Цивьян Я. Л., Шулубко Л. И., Закревский Л. К. и другие. Одна ко ни один из предложенных, методов оперативного лечения сколиоза не исправляет полностью деформа ций и рассчитан лишь на уменьшение угла искривле ния, а также на остановку прогрессирования дефор маций. Поэтому организация служб по профилактике и проведению консервативных методов лечения ско лиоза у детей различных возрастных групп, приобрета ет социальное значение.

Больному сколиозом ребенку необходимо соблю дать ортопедический режим. Други ми словами, не травмируя психику ребенка, не изоли руя его от детского коллектива, необходимо в то же время создать ему особые условия жизни, направлен ные на предотвращение прогрессирования заболевания. Надо учитывать, что статическими моментами, спо собствующими неравномерной нагрузке на позвоноч ник на фоне ослабленной мускулатуры, является дли тельное сидение за партой или пианино. При слабой мускулатуре ребенку трудно удержать правильную осанку, он облегчает сидение наклоном в одну сторону, а это ведет к неравномерной нагрузке грудных и поясничных позвонков. Таким образом, вырабатыва ется неправильная привычка (стереотип) удерживать тело и развивается сколиоз. Больной сколиозом ребенок не должен носить порт фель в одной и той же руке, особенно на стороне во гнутости. Еще лучше обеспечить его заплечным школь ным ранцем.

Необходимо правильное освещение его рабочего места.

Выбор места для ребенка, в классе также должен производиться с учетом искривления его позвоночни ка . В расчет берется высота парты и расположение ее по отношению к классной доске.

При нарушении остроты зрения, его коррекция яв ляется обязательным мероприятием.

Постель у больного должна быть ровной и доста точно жесткой.

Выбирая вид спорта, следует иметь в виду, что детям, больным сколиозом, противопоказаны прыжки, чрезмерно увеличивающие гибкость упражнения (акробатика, художественная гимнастика), а так же упражнения с выраженным силовым напряжением (тяжелая атлетика), чистый вис, чрезмерно растягивающий позвоночник . Рекомендуются: зимой — ходьба на лыжах по ровной местности, а летом — игра с мячом (элементы волейбола, баскетбола). Необходи ма общеукрепляющая гимнастика. Бесспорно, полез но плавание брассом, о чем мы подробно расскажем в дальнейшем.

Лечебная физкультура занимает ведущее место в комплексном лечении сколиоза. Дело в том, что физические упражнения оказывают многоплановое воздействие на больной организм. Они оказывают ста билизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиваться корригиру ющего воздействия на деформацию, улучшить осан ку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляю щий эффект.

Однако, лечебную физкультуру следует назначать очень осторожно и строго индивидуально.

В качестве одного из составляющих элементов комплексного лечения сколиоза применяют лечебное плавание. Плавание показано всем детям независимо от типа и степени сколиоза. Относительным противо показанием является выраженная степень нестабиль ности позвоночника. Лечебное плавание обеспечивает ес тественную разгрузку позвоночника, тренирует мыш цы, устраняет асимметричную работу мышц, создает условия для нормального роста тел позвонков, воспи тывает правильную осанку.

Однако необходимо помнить, что не всякий вид плавания обладает лечебным воздействием на по звоночник при сколиозе. Детям с этим заболевани ем предпочтительным стилем плавания является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения. Та кие стили как кроль или баттерфляй увеличивают мобильность, т. е. подвижность позвоночника и скру чивание позвонков.

Говоря о роли массажа в лечении сколиоза, необ ходимо отметить следующие основные моменты:

Лечебный массаж показан детям при сколиозе всех типов и степеней.

Массаж применяется только в комплексе с другими методами лечения, ибо сам по себе он недостаточ но эффективен. Лечебный массаж сочетают, по край ней мере, с лечебной физкультурой.

Как добиться правильной осанки.

Чтобы каждый из нас имел правильную осанку, надо укреплять мышцы тела(мышечный корсет) и совершенствовать навык правильной осанки

Укрепление мышц тела. Помогают укрепить мышцы тела специальные упражнения. Важно, чтобы упражнения выполнялись ежедневно. Каждое упражнение повторяют 5- 6 раз.

Если сутулая спина, сведенные вперед плечи, выдвинутая вперед голова, что наблюдается при слабых мышцах плечевого пояса, то надо выполнять такие упражнения:

1) и. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты вперед на уровне плеч. Выполняется отведение рук в стороны до сближения лопаток.

2) и. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполняются медленные напряженные повороты рук ладонями вперед- вверх- назад и обратно.

1) и. п. стоя на коленях, руки на поясе. Выполняют наклоны назад, прогибаясь.

2) и. п. лежа на спине, руки вытянуты вверх. Из положения лежа движение в « мост»

3) и. п. стоя, захватив леву ступню, сгибать ногу в колене, оттягивая ее вверх- назад.

4) и. п. лежа на животе. Захватив руками стопы, подтягивать их к голове.

Что делать, чтобы навык правильной осанки был стойкий?

Упражнения для укрепления правильной осанки можно проводить в любое время дня и в любых условиях: дома, в школе, во время игр и прогулок. В зависимости от условий выбирайте из предложенных вам упражнений два- три. Для поддержания правильной осанки полезны упражнения у стены и с предметом на голове.

Упражнения для формирования правильной осанки

Встать спиной к стене, касаясь затылком, лопатками, тазом и пятками.

Сохранить это положение в течение 5 с.

Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперёд, затемназад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не

Развести руки в стороны, выполнять наклоны вправо и влево.

Стоя лицом к стене, поднять руки вверх, отводить ноги назад — вверх.

Стоя у стены, принять правильную осанку. Руки за голову, локти вперед.

Подняться на носки, локти в стороны, вернуться в исходное положение

Стоя у стены, прижаться к ней. Руки вперед, приседать и выпрямляться,

касаясь стены затылком и туловищем.

Стоя спинойк стене на расстояние шага от нее, наклониться назад, упе-

реться руками в стену, прогнуться в верхней части позвоночника.

Стоя спиной к стене на расстоянии шага, опереться о нее лопатками и

руками, согнутыми за головой. Прогнуться вперед (руки прямые), держаться

так 4-5 с и вернуться в и. п.

Ноги вместе, руки опущены. Выпрямить спину, развернуть грудь, немного приподнять голову. Прямые руки поднять над головой, прижать к ушам, ладони соединить. Стоять в таком положении 10-15 с.

Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки вдоль туловища.

Поднять прямые руки через стороны до уровня плеч, наклониться вправо,

левой рукой коснуться ступни правой ноги, правую рукуподнять

вертикально вверх. Смотреть на поднятуювверх правую руку в течение 5 с.

Вернуться ви. п. и выполнить упражнение в другую сторону. С палкой за спиной на сгибах локтевых суставов приседать, сохраняя правильную осанку.

Оттянуть носки и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с пяток и,

разводя прямые руки в стороны ладонями вверх, сильно выдвинуть таз вперед. Вернуться в и. п.

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице.

Мяч (надувной или набивной) — за спиной. Наклон назад. Прогнуться (мяч под поясницей), не отрывая таз от пола. Желательно головой коснуться пола, руки вверх (или за голову).

Рекомендации для родителей.

1.С раннего детства у ребенка должна быть жесткая кровать.

2.Ребенку нужна физическая активность, ему необходимо выполнять развивающие упражнения, плавать.

3.Следите за правильной осанкой ребенка (и в школе за партой, и дома за столом), чтобы нагрузка на позвоночник была рациональной. Ребенку нельзя работать, длительное время согнувшись.

4.Ребенку следует избегать вибраций, переохлаждения.

5.Необходимо ограничить поднятие тяжестей. Для школьников- это ранец или портфель с учебниками, Напоминайте ребенку, что портфель, который он носит, надо чаще перекладывать из одной руки в другую. Не покупайте ему школьную сумку через плечо

— как правило, он забывает ее перевешивать с одного плеча на другое.

Если у ребенка диагностирован сколиоз даже в ранней стадии, желательно иметь два комплекта учебников – для школы и для дома, чтобы не таскать их в портфеле.

6.В вашем рационе должно быть достаточно продуктов, содержащих кальций, фосфор, фтор, магний, марганец, медь, а также витамины группы В и А . Недостаток в рационе этих витаминов приводит к сколитическим изменениям и негативно сказывается на позвоночнике.

Рекомендации для учителей.

Чтобы не позволить «застольной позе» подчинить себе мышцы тела, необходимо для профилактики в начале и в конце каждого школьного урока проводить короткий комплекс упражнений, «вытягивающих» позвоночный столб, сидя на стуле.

1.Положить ладони на верхнюю часть бедер, упираясь запястьями в низ живота. Сосредоточить мысли на позвоночнике. Как можно сильнее прогнуться в пояснице, представляя, что крестец принимает чуть ли не горизонтальное положение. Только в таком положении крестца могут легко подняться поясничные, грудные и шейные позвонки. Приняв такое положение, упираясь руками в бедра, тянуться вверх, представляя, как каждый позвонок поднимается вверх на свое изначальное правильное место. Дыхание свободное, плечи расправлены.

2.Сесть, выпрямив спину, расслабить плечи и вытянуть верх шею. Наклонить голову слегка вперед, как бы тянуться вверх затылком. Тянуться так, чтобы напряглись все мышцы в верхней части туловища. Руки на бедрах.

Первая часть комплекса займет 2 мин., вторая часть — 1 мин. Можно легко подсчитать: 5 уроков по 6 мин. (в начале и в конце урока) итого- 30 мин. Это почти дополнительный урок здоровья каждый день! А если проделывать то же самое и дома?

источник


Adblock
detector