Меню

3ds max позвоночник настройка кости

3D Studio MAX: первые шаги. Урок 23. Построение иерархий с помощью системы костей Bones

В предыдущих уроках мы ознакомились с методами прямой и обратной кинематики, при которых иерархические связи передаются от предков к потомкам либо наоборот. И в том, и в другом случае мы строили иерархические цепочки вручную, связывая отдельные объекты между собой, однако построить полноценную иерархическую модель таким способом проблематично, ведь большинство моделей представлено множеством взаимосвязанных и весьма сложных по структуре элементов, которые при движении должны изменяться согласованно. Одним из альтернативных способов формирования связанных иерархических структур является построение иерархий с помощью системы костей Bones. Простые примеры создания подобных иерархических цепочек мы и рассмотрим в данном уроке.

Теоретические аспекты

Понятие системы костей

Кости (Bones) — это особый тип иерархически связанных между собой объектов, которые чаще всего используются для анимации других объектов или иерархий, так как позволяют манипулировать телом персонажа. Как правило, подобная система костей помещается внутрь тела персонажа (то есть имитирует его скелет — рис. 1) и определяет последовательность и особенности связывания отдельных его элементов между собой, при этом каждая часть тела привязывается к своей косточке. Обычно анимируемый персонаж состоит из единой системы Bones.

Рис. 1. Пример системы костей, помещенной внутрь тела персонажа

За создание костей отвечает тип объектов Bones категории Systems (Системы) панели Create (Создать) — рис. 2. Технология их создания напоминает создание линейных сплайнов. Нужно щелкнуть левой кнопкой мыши в одном из окон проекций в точке положения начального сустава первой кости, затем там, где должен быть второй сустав, — при этом на экране визуально будет отображена лишь первая кость, расположенная между двумя суставами. Каждый последующий щелчок левой кнопкой мыши будет добавлять к системе одну кость, а нажатие правой кнопки мыши прекратит создание системы костей, при этом на конце цепочки появится дополнительная маленькая кость, используемая при назначении инверсной кинематики (если для данной иерархии применение IK-кинематики не предполагается, то дополнительную кость можно удалить). В случае создания ветвящейся иерархии (например, от тазовой кости должны отходить две ноги) вначале создается цепочка костей только что описанным способом (основная ветвь), затем при активной кнопке Bones левой кнопкой щелкают на той кости (в частности, на тазовой кости), от которой должна отходить вторая цепочка, а потом формируют дополнительную ветвь костей — она уже окажется привязанной к основной ветви. Созданным костям (так же как и иным объектам) присваиваются шаблонные имена: Bone01, Bone02 и т.п., которые лучше заменять на более информативные. Полученный в итоге скелет образует готовый иерархический каркас (рис. 3). Поскольку иерархия генерируется автоматически в процессе создания системы костей, первая созданная кость становится Root-объектом, а каждая новая кость добавляется в качестве дочерней для предыдущей кости.

Рис. 2. Категория Systems с активированным типом объектов Bones

Рис. 3. Иерархическая структура костей для персонажа

Bones-объекты отображаются в окнах проекций, но невидимы при визуализации. Однако при необходимости они могут отображаться — для этого следует включить флажок Renderable (Визуализируемый) в диалоге ObjectProperties (рис. 4), вызываемом из контекстного меню либо командой Edit=>ObjectProperties (Редактирование=>Свойства объекта).

Рис. 4. Включение флажка Renderable

Кости имеют ряд параметров: ширину (Width), высоту (Height), заострение (Taper) и плавники (Fins). Последние представляют собой своеобразные выступы вдоль кости и по умолчанию отключены (рис. 5). Данные параметры определяют форму костей и могут упрощать управление ими — например плавники облегчают контроль над вращением костей и могут помочь в процессе создания кожи. Названные параметры определяются непосредственно при создании скелета либо редактируются позднее — через панель Modify (свиток Bone Parameters — рис. 6) или окно BoneTools (команда Character=>BoneTools — Персонаж=>Параметры костей) — рис. 7.

Рис. 5. Пример костей с плавниками, настроенными различным образом

Рис. 6. Свиток BoneParameters

Рис. 7. Окно BoneTools

Окно BoneTools наряду с параметрами костей позволяет осуществить с ними множество других преобразований:

  • изменить длину кости (режим BoneEditMode);
  • создать новую цепочку костей (CreateBones);
  • создать конечную косточку на конце выбранной (CreateEnd);
  • создать кость, соединяющую выбранную и любую другую (ConnectBones);
  • удалить из цепочки выбранную кость без уничтожения родительских отношений (RemoveBone);
  • удалить выбранную кость с уничтожением родительских отношений (DeleteBone);
  • сделать выбранную кость Root-костью иерархической структуры (ReassignRoot);
  • разбить выбранную кость на две кости с автоматическим созданием сустава между ними (Refine);
  • получить зеркальное отображение выбранной кости (Mirror).

Создание структуры костей

Создайте новую сцену, нажмите на панели Create кнопку Systems и активируйте инструмент Bones. Удостоверьтесь, что в свитке IK Chain Assignment (Назначение IK-цепи) флажки Assign to Children (Назначить для потомков) и Assign to Root (Назначить для Root-объекта) отключены (рис. 8). Активируйте окно проекции Left, щелкните в левом верхнем углу окна, затем передвиньте курсор немного вправо и вниз и кликните снова (появится первая кость). Аналогичным образом создайте еще три кости и завершите Bones-структуру нажатием правой кнопки (рис. 9). Если длина какой-то из костей оказалась меньше либо больше желаемой, то ее несложно изменить, но не через панель Modify (в свитке доступных для редактирования на данной панели параметров длина отсутствует), а через окно BoneTools. Для примера откройте данное окно, воспользовавшись командой Character=>BoneTools, включите режим редактирования костей, щелкнув на кнопке BoneEditMode, и измените длину любой из костей, перемещая инструментом SelectandMove ее дочернюю кость (рис. 10). По окончании выключите режим BoneEditMode.

Рис. 8. Свиток IKChainAssignment

Рис. 9. Исходная структура костей

Рис. 10. Изменение длины первой кости

Воспользовавшись инструментом SelectandMove, попробуйте произвольным образом переместить вначале первую кость (то есть Root-объект), а затем любую другую и обратите внимание, что перемещение Root-объекта приводит к перемещению всей структуры костей, а перемещение любой другой кости обеспечивает перемещение данной кости вместе со всеми ее дочерними объектами, при этом непосредственный родитель данной кости вращается. В то же время перемещение последней кости никак не повлияет на остальные, так как дочерних объектов у нее нет. Все это говорит о том, что иерархическая цепочка управляется по законам прямой кинематики — это действительно так, поскольку при отключенных флажках Assign to Children и Assign to Root IK-контроллер к системе костей не применяется.

Назначить системе костей IK-контроллер можно двумя способами — вручную или автоматически. Первый вариант применяется к уже готовой системе костей с помощью команды Animation=>IKSolvers (Анимация=>IK-решения), предусматривающей присваивание объектам одного из возможных типов IK-контроллеров (HISolver, HDSolver и т.д.), — такой способ позволяет настроить инверсную кинематику максимально точно. Второй вариант требует изменения настроек свитка IKChainAssignment (нужно установить назначение IK-контроллера включением соответствующих флажков и выбрать его тип) еще перед созданием системы костей, тогда указанное IK-решение будет автоматически применено ко всем костям системы.

Для примера вначале попробуем изменить тип кинематики для системы костей в рабочей сцене. Выделите Root-кость и назначьте цепи контроллер HISolver, применив команду Animation=>IKSolvers=>HISolver и указав в качестве конечного эффектора маленькую кость, — при выполнении данного действия за курсором мыши будет тянуться пунктирная линия. Это приведет к созданию цепи инверсной кинематики с IK-контроллером, о чем будет свидетельствовать появление линии, простирающейся от первой кости к последней, и перекрестия (целевой объект IKGoal) в опорной точке эффектора (рис. 11). Если попробовать подвигать перекрестие, то мы увидим, что это приводит к соответствующим изменениям положения остальных элементов (значит, к Bones-системе применено IK-решение).

Рис. 11. Формирование IK-цепи: процесс связывания объектов в IK-цепь (слева) и вид Bones-системы с IK-цепью (справа)

Теперь создадим подобную систему костей с IK-кинематикой уже в автоматическом режиме. Перезагрузите сцену, применив команду File=>Reset. Активируйте инструмент Bones, включите в свитке IKChainAssignment флажки AssigntoChildren и AssigntoRoot и удостоверьтесь, что в списке IK Solver установлен вариант IKHISolver. При включенном флажке AssignToChildren указанное IK-решение применяется ко всем создаваемым костям, исключая Root-кость, а если включен еще и флажок AssigntoRoot, то данное IK-решение будет применено ко всем костям без исключения. Активируйте окно проекции Left и обычным образом создайте систему из двух основных костей и одной дополнительной (рис. 12) — в итоге все кости окажутся связанными с контроллером HISolver. Будем условно считать, что созданные кости представляют собой плечо, локоть и кисть. Дополним теперь данную Bones-систему тремя пальцами (представим, что это скелет руки некого трехпалого существа). Переключитесь в проекцию Top, вновь активируйте инструмент Bones, щелкните на дополнительной маленькой кости и создайте первый палец (для упрощения задачи ограничимся одной фалангой пальца), немного переместив мышь вниз и влево (рис. 13). Аналогичным образом создайте два других пальца (рис. 14). Выделите первую основную кость и свяжите ее со второй, применив команду Animation=>IKSolvers=>HISolver и указав в качестве конечного эффектора вторую кость, — в точке соединения костей появится перекрестие (рис. 15). Для удобства работы переименуйте кости, назвав первую кость Shoulder, вторую — Upper Arm, третью (то есть дополнительную) — Lower Arm, а пальцы — Finger1, Finger2 и Finger3 соответственно. Вид иерархии полученной в итоге структуры костей представлен на рис. 16

Рис. 12. Вид исходной IK -цепи

Рис. 13. Появление первого пальца

Рис. 14. Появление второго и третьего пальцев

Рис. 15. Окончательный вид IK -цепи

Рис. 16. Вид иерархической цепочки в окне Select Object

Попробуйте поперемещать кость Shoulder, а затем перекрестие в области кисти, и вы увидите, что рука изгибается немыслимым образом (рис. 17). Поэтому придется настроить пределы ограничений на скольжение (Sliding) и вращение (Rotational). Поскольку плечевой сустав не должен двигаться, выделите кость Shoulder и у параметров SlidingJoints включите флажки Active и Limited в отношении всех трех осей при значении ноль в полях From и To (рис. 18). Выделите кость Upper Arm и подберите допустимые пределы ограничений скольжения относительно оси Y для локтевого сустава — мы остановились на значениях From — –20 и To — 20 (рис. 19). Выделите первый палец (кость Finger1), заблокируйте для него скольжение по осям X и Y, но разрешите скольжение относительно оси Z. Кроме того, запретите для данной кости в свитке Rotational Joints вращение относительно оси X, но разрешите вращение относительно осей Y и Z, ограничив при этом вращение относительно оси Z в интервале примерно от –30 до 30 (рис. 20). Аналогичные ограничения и запреты наложите и для двух других пальцев. После этого оцените результат, перемещая цепь IK Chain01 влево/вправо (рис. 21) и вверх/вниз, и убедитесь, что локтевой сустав и кисть теперь ведут себя уже вполне естественным образом (рис. 22).

Рис. 17. Результат перемещения Root-кости до настройки пределов ограничений

Рис. 18. Настройка параметров свитка SlidingJoints для кости Shoulder

Рис. 19. Настройка параметров свитка SlidingJoints для кости Upper Arm

Рис. 20. Настройка параметров свитков SlidingJoints и RotationalJoints для кости Finger1

Рис. 21. Перемещение цепи IK Chain01

Рис. 22. Вид визуализированной системы костей при имитации некоторых видов движения

источник

Полная настройка и риг персонажа в 3ds Max

Если вы решили заниматься персонажной анимацией, то вам необходимо знать что такое риг персонажа в 3ds Max. Также, в дополнении к теме риггинга, рекомендую прочитать статью «Риггинг лица персонажа в 3ds Max с помощью системы CAT».

Для того, чтобы ваш персонаж получил возможность двигаться, в его оболочку должен быть вставлен скелет – эта процедура называется риггинг в 3ds Max. Примерно тоже самое происходит и в кукольной анимации. Внутрь куклы устанавливают металлический каркас с подвижными суставами.

Итак нам нужно вставить скелет внутрь нашей трехмерной модели. Для 3ds Max существует несколько готовых решений для выполнения этой задачи. Яркими примерами встроенных в программу таких дополнений для риггинга (rigging) служат Character Studio и CAT (Character Animation Toolkit). Это хорошие инструменты для быстрой настройки скелета. В большинстве случаев при создании анимации вполне хватает их функционала. Эти плагины являются прекрасными помощниками для оснастки (character setup) большого количества персонажей.

А как же быть, если вам нужно создать более сложную анимацию? Например для портфолио? Как правило аниматоры, работающие над своим портфолио для представления будущим работодателям, делают упор не на количество персонажей в сцене, а на качество анимации. Достаточно двух, трех героев и креативной идеи, чтобы удивить зрителя и не оставить его равнодушным.

В этом случае, что бы сделать хороший риг в 3ds Max, правильным решением будет создание скелетов вручную (Custom Skeleton). Зачем, – спросите вы, – ведь есть же CS и CAT? Давайте разбираться. Во-первых, у вас появляется возможность индивидуальной настройки скелета для каждого персонажа. Во-вторых, кастомный скелет более гибкий в управлении, чем те, которые предлагают плагины. В-третьих, управление контроллерами в процессе анимации, более предсказуемо. Естественно, профессиональный риг – залог того, что при создании анимации проблемы сведутся к минимуму.

Видеоуроки, которые я вам представляю сегодня, показывают полный путь создания профессиональной оснастки персонажа в 3ds Max.

источник

Привязка персонажей в 3ds Max: Physique, Skin

Грибанов Юрий – работаю Game Developer’ом около 8 лет. Участвовал в разработке таких проектов как: Златогорье, С.М.Е.Р.Ш, Спарта (SPARTA), Золотая Орда (Golden Horde, The), Восточный Фронт (UberSoldier), Восточный Фронт. Крах Эненербе (Crimes of War), Трудно быть Богом (Hard To Be a God), Пушечное мясо (Cannon Folder).

Начнем с того, что у нас есть некая модель человека, для которой нам надо сделать скелет и привязать физикой (рис. 1). За основу возьмем простую модель.

Большинство любопытных, которые пытались сами изучить Интерфейс и панели 3ds Max, читая ту или иную литературу, скорей всего находили стандартный скетелет, очень похожий на человеческий (Biped). Напомню:

Вкладка Create – Systems – Biped (рис. 2)

Теперь в окне Perspective создаем Biped до размера более-менее схожего с нашей моделью, после чего отпускаем клавишу мышки (рис. 3).

Скажу сразу, что в Max’e скелет имеет несколько типов: мужской, женский, классический, современный. На самом деле как выглядит скелет, не имеет значения, нас интересует больше всего расположение суставов, где и под каким углом они находятся. Чтобы с оптимизировать работу, я делаю скелет в виде отображения боксов, для простоты его настройки. Для этого необходимо выделить весь скелет и перейти на кладку: Edit – Object — Properties и в открывшемся диалоговом окне поставить галку Display as Box.

Перейдем на вкладку Motion (рис. 4)

Включаем режим редактирования скелета (Figure Mode), и начинаем двигать, скалировать, вращать Biped так, чтобы суставы конечностей совпадали с моделью человека. Обратите внимание, что если вы не включите данный режим, а начнете сразу скалировать перемещать или вращать скелет, то после нажатия данной кнопки, ваш скелет сбросит параметры на начальные. Также появилась вкладка Structure, в ней находятся параметры созданного нами скелета (Количество пальцев, суставы ног, шейные позвонки и т.п.). Экспериментируйте, и посмотрите, что из этого у вас получится.

Настройка скелета начинается с центра масс, у человека в данном случае центром масс является область таза, а у созданного нами скелета – это кость Bip01, переходя во фронтальный режим, а потом в режим слева, подвиньте скелет так, чтобы центр скелета совпадал с центром модели. Потом настраиваем ноги, спину, руки, ну и, в конечном счете, заканчиваем головой.

В итоге, у вас должно получится, что — то подобное (рис 5.).

В 3ds Max существует несколько модификаторов для привязки модели к костям, оба они находятся на вкладке Modify, и называются Physique и Skin. Разница в них не велика, а именно: модификатор Skin имеет возможность работать не со всей иерархией костей, а только с выбранными вами, так как Physique не имеет такой возможности, конечно можно извратиться и порезать модель на несколько кусков и каждый кусок модели привязывать отдельно, но мне кажется это чересчур. А второе преимущество Skina в том, что у него есть возможность привязывать кисточкой, для особо ленивых, кому не хочется выделять вертексы (Vertex (вершины)), достаточно выбрать кость и нарисовать степень влияния кости на ту или иную область модели. В данном уроке я разберу привязку модели модификатором Physique.

Перейдем на вкладку Modify, выделяем нашу модель и в раскрывающемся списке находим модификатор Physique (рис. 6).

Чтобы осуществить привязку, необходимо при выделенной модели нажать на клавишу Attach to Node и дальше выбрать главную кость, в нашем случае — это Bip01. Если вы все сделали правильно, то появятся линии связи, отображающиеся оранжевым цветом, как на рисунке 6. При этом у вас выскочит диалоговое окно с параметрами привязки, на данный момент они нас не интересуют и вполне устраивают настройки по умолчанию, единственное что, можно по экспериментировать и сначала выбрать Deformable (мягкая), а потом Rigid (жесткая) привязку и посмотреть какая разница между ними и что вам больше подходит. При использовании деформируемой привязки, в местах сгиба у модели будет более ровная и округлая форма.

Рассмотрим модификатор Physique изображенном на рисунке 7, у него есть 5 режимов работы: Envelope, Link, Bulge, Tendons, Vertex. При выборе режима Envelope вокруг выбранной вами кости будет появляться 2 сферы (сфера в сфере), внутренняя будет отображать 100 % влияние кости на область, внешняя сфера, то — что будет влиять с каким- то коэффициентом. Vertex режим – это когда выбранным вами вертексам вы будете назначать кости и вручную задавать степень влияния кости на вертекс. Остальные режимы предназначены для работы с костями и создания мускул.

Рассмотрим набор кнопок, операции работы при осуществлении привязки (рис. 8).

Vertex Type (в данном случаем подразумевается выделение вертексов):

Синий цвет – вертексы, которые ни к чему не привязаны и не подвержены влиянию костей.

Зеленый – вертексы, привязанные Rigid режимом.

Красный – Deformable режимом.

Вертексы привязанные к одной кости отображаются более светлым светом, к 2 и более – темным.

Blending Between Links – ставит ограничение, количество костей на вертекс.

Select – режим выбора вертексов.

Select by Link – режим выбора костей (если выбрать кость, то отобразятся вертексы, на которые оказывает влияние данная кость).

Assign to Link – на выбранный вами вертекс добавляет влияние выбранной вами кости.

Remove from Link – обратное действие от Assign to Link.

Lock Assignments – заблокировать выбранные вами вертексы (Это нужно для того чтобы назначит степень влияния кости на вертекс, иначе не будет доступна кнопка Type-In Weights).

Unlock Assignments – разблокировать вертексы.

Type-In Weights – открывает окно для редактирования влияния костей на вертекс.

Hide – Скрыть. UnHide ALL – показать/отобразить скрытые вертексы.

Начнем привязывать модель. Для удобства визуально разобьем модель на секторы, начиная с простых участков и переходя к более сложным (рис. 9).

Ноги, область таза, руки, голова, живот и плечи.

Возьмите скелет за стопу и поставьте ногу в положение похожее на положение ноги при ходьбе, это облегчит вам распределением весов между костями. Для того чтобы назначит степень влияния (вес) вертексу, как говорилось выше, вам нужно заблокировать вертекс.

Выделите вертексы, находящиеся на пересечении стопы и голени, блокируем (Lock Assignments) и назначаем веса для вертексов (Type-In Weights) (рис. 10).

Места сгибов (область суставов), лучше всего привязывать к 2 и более костям, для получения более ровной и округлой формы модели (рис. 11, 12).

Идеальная привязка считается та, когда все вертексы модели привязаны как минимум к 2 костям, пусть даже не с незначительным коэффициентом. Тогда при изготовлении анимации модель будет казаться более живой и реалистичной.

После того как вы завершили привязку ноги, щелкните на кнопке Figure Mode (режим редактирования скелета), чтобы скелет модели снова встал в стандартную позу.

Вот так, сгибая и разгибая нашу модель, постепенно привязываем участок за участком. Пока в конечно счете вся модель не окажется привязанной.

Чтобы проверить, не осталось ли не привязанных вертексов, выбираем в опции Vertex Type синий цвет и выделяем модель, если вертексы остались они отобразятся на экране.

Для проверки привязки модели, на будущее, не плохо было бы сделать анимацию, в которой модель выписывает невероятные вещи, и степень сгибов модели максимальная, но все таки приближенные к реальности.

По сути Skin такой же модификатор, как и Physique, принцип работы у него аналогичен.

Перед тем как приступить к привязке с помощью модификатора Skin, необходимо сделать несколько манипуляций с объектом, чтобы в дальнейшем они нам не вышли боком.

Начнем с того что перейдем на вкладку Hierarchy (Иерархия) и обнулим параметры трансформации нашей модели (рис. 1). После чего для удобства выставим центр модели (pivot) в нули по всем координатам.

Применим Утилиту для сброса трансформации Reset XForm (рис. 2). Вы можете задаться вопросом для чего столько манипуляций, зачем, они одинаковы! На самом деле, работая, не раз сталкивался с вопросом: «Почему?!», функция у них одна и та же по сути, но принцип работы разный. К примеру при привязке Skin`ом у вас не получается отобразить веса вертексов с одной половинки на другую, и вам придется вторую половинку так же вязать вручную, соответственно и время вы потратите больше.

Переходим на вкладку Modify, выделяем модель, если вы сделали подготовку, то в стеке модификаторов у вас должен отображаться XForm, он нам не нужен, щелкаем правой клавишей по нему и выбирать Collapse To. Открываем список модификаторов и находим в нем Skin (рис. 3).

Если вы хоть раз пробовали привязывать Physique, то легко справитесь и со Skin. Как говорят лингвисты, если знаешь один язык, второй изучить проще.

Если вы сразу читаете Skin, то лучше потратьте пару минут и просмотреть принцип работы модификатора Physique.

Вкладка Mirror Parameters – предназначена для отображения привязки с одной половинки модели на другую. Все просто, активируете кнопку, у вас появится плоскость, выбираете ось для отображения, задаете смещение плоскости, т.е. выставляете плоскость по центру за счет смещения, и выбираете копировать веса вертексов или кости.

Вкладка Parameters — здесь в первую очередь добавляем кости, к которым мы будем привязывать модель, и здесь же выбираем, как будет осуществляться привязка.

Edit Envelopes – настройка влияния костей за счет сфер, принцип такой же как и в Physique, сфера в сфере.

Если поставить галку Vertices – то можно выбирать конкретные вертексы на самой модели и назначать степень влияния индивидуально. Также имеются варианты выделения вертексов: Shrink, Grow, Ring, Loop – попробуйте каждый вариант и посмотрите что из этого у вас получится, лучше выделять пару вертексов, с одним вертексом не всегда срабатывает.

Cross Sections – это функция позволяет на Envelopes (сферах) добавить дополнительные ребра для удобства привязки.

Ну и самое интересное, назначения весов через таблицу (Weight Table) (рис. 4), через панель весов (Weight Tool) (рис. 5) и рисуя кисточкой (Paint Weigths) (рис. 6).

В таблице весов вы можете выбирать: отобразить все вертексы, только выделенные, или те на которые влияет кость. В столбцах вы задаете вес влияния кости на тот или иной вертекс.

В Панели весов, отображаются кости, которые оказывают влияние на выбранные вами вертексы.

При выборе режима рисования кистью, можно настроить влияние кисти, минимальный и максимальный вес. Для привязки кистью необходимо выбрать кость, а потом только уже выбирать инструмент рисования кистью. Есть кисть будет краем проходить по вертексу, она окажет минимальное влияние, чем ближе к центру кисти, тем сильней степень ее влияния.

источник

Repetitor3d.ru

3d графика и дизайн

Скелетная анимация человека в 3ds max. Пошаговая инструкция

3Ds max, как полноценный 3Д-пакет, позволяет анимировать созданные объекты. В случае персонажной анимации, 3dmax предлагает несколько способов привязки модели к «скелету», хотя принцип настройки привязки у них похожий. Дальнейшие действия предполагают наличие уже готовой модели человека, потому вы можете моделировать его сами, либо скачайте бесплатную модель здесь.

Создание скелета инструментом Bones (кости)

Открываем сцену с нашим персонажем, переходим на вкладку Create/Systems/Standard и выбираем инструмент Bones. Создаём основную кость, после чего продолжаем строить скелет ноги. Чтобы закончить построение, щёлкните правой кнопкой мыши. Чтобы продолжить построение второй ноги, нажмите кнопку Bones, после чего щёлкните по основной кости, с которой мы начинали построение скелета.

Таким же способом создаём остальные кости. Вот что должно получится:

Инструментами Move и Rotate ставим «скелет» в «тело» нашего персонажа, используя другие окна проекций.

Модификатор Skin

Выбираем модель персонажа и применяем модификатор Skin. В параметрах модификатора Bones нажимаем кнопку Add, после чего откроется окно, в котором выбираем все созданные кости.

После этих действий, если мы будем двигать любую из костей, часть тела персонажа будет тоже двигаться. Но теперь нужно правильно настроить зоны влияния костей на объект. Это мы сможем сделать, нажав на кнопку Edit Envelopes, и поставив галочку напротив Vertices в разделе Select.

Пролистываем параметры модификатора ниже, находим кнопку Weight Tool (значок гаечного ключа), и щёлкаем на неё. Перед нами открылось окно параметров, в котором мы будем менять значения силы привязки вершин к каждой кости. При выделении вершин активируются значения в окне параметров WeightTool, где:

  • 0 – отсутствие привязки;
  • 1 – максимальное значение привязки.

Чем выше значение, тем точнее будет перемещаться вершина вслед за костью.

Кнопка Exclude Selected Verts исключает выделенные вершины из зоны влияния кости, Include Selected Verts включает выделенные вершины в зону влияния, а Select Excluded Verts выделяет исключённые ранее вершины.

Так же значения визуально различимы по цвету, где:

  • белый – 0;
  • синий – 0,1;
  • желтый и оранжевый – от 0,25 до 0,9;
  • красный – 1.

Идея состоит в том, чтобы создать плавный переход от красного к желтому для плавного сгиба частей тела персонажа в переходах между костями. Потому для начала стоит практиковаться на низкополигональных моделях, чтобы уловить логику работы с привязкой костей, работая с минимальным количеством вершин.

Инверсная кинематика

Для создания взаимодействий между несколькими костями применяется инверсная кинематика. Это делается если мы хотим достичь эффекта, когда мы двигаем одну кость, а за ней двигаются и другие.

Рассмотрим технологию на примере ноги персонажа. Выделяем кость, которая отвечает за ступню персонажа. Идём в меню Animation/IKSolvers и щёлкаем на HISolver, после чего будет предложено выбрать кость для привязки.

Щёлкаем в активном окне проекции на кость бедра, как показано на картинке ниже.

После этих несложных действий будет достигнут желаемый эффект. При перемещении объекта привязки, будет перемещена не только ступня человека, но и вся нога последует за ней.

Тоже самое мы можем проделать с другими частями тела.

После правильной настройки все части тела будут двигаться так, как нужно. Теперь можно приступать к анимации.

Анимация человека

В 3Dmax для анимации всегда открыта панель внизу окна. На ней содержится временная шкала, кнопки переключения между автоматическим выставлением ключей анимации (AutoKey) и ручным (SetKey), кнопка добавления нового ключа анимации (SetKeys), настройки временной шкалы (TimeConfiguration), а также панель управления воспроизведением анимации.

Чтобы изменить количество доступных кадров временной шкалы, параметры воспроизведения, количество кадров в секунду и другие доступные параметры, нужно открыть окно настроек Time Configuration.

После настройки временной шкалы мы можем приступить к созданию простой анимации нашего персонажа. Нажимаем кнопку SetKey, после чего наша шкала будет подсвечена красным цветом. Выбираем часть тела для анимации, нажимаем на кнопку SetKeys (на кнопке нарисован «+» и ключ), после чего на временной шкале появится квадратик над цифрой 0. Это и есть новый ключ. Теперь передвигаем верхний ползунок на временной шкале на нужное количество кадров, например, на 30. Затем передвигаем анимируемую часть тела в нужную позицию и снова жмём кнопку SetKeys. Можем сделать ещё несколько движений и для других частей тела тем же способом.

Теперь нажимаем Play Animation и наблюдаем, как персонаж выполняет движения тела.

источник

Adblock
detector